В Министерстве труда рассматривают возможность введения в России налога на тунеядство. Его будут платить граждане, находящиеся в трудоспособном возрасте, но при этом нигде не работающие. По словам Андрея Пудова, замминистра труда, в настоящее время чиновники изучают белорусский опыт.
– У них серьезнейшие инновации произошли, – цитирует Пудова РИА "Новости". – Они ввели так называемый налог на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не уплачивают страховые взносы, не заняты в трудовой деятельности. Они на такой серьёзный шаг пошли.
Окончательное решение, вводить или нет налог на тунеядство, пока не принято, отметил чиновник на конференции "Социальное страхование". Пудов подчёркивает, что легализация рынка труда является приоритетной задачей для страны. В 2015 году за счёт административных рычагов было заключено около 2 млн трудовых контрактов, в этом – 400 тыс. Теперь государство готово принять меры законодательного характера, заключил Пудов.\
Мнения экспертов
Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании Urvista
– Статья 37 Конституции РФ гарантирует свободу труда: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» и запрещает принудительный труд. Введение налога на тунеядство фактически будет первым шагом на пути к принуждению к труду. Если введут такой сбор, чего можно будет ожидать в дальнейшем – введения административной, а может и уголовной ответственности за отсутствие постоянного места работы у гражданина?
– Стремление представителей власти любыми методами пополнить бюджет, конечно, понятно: в Пенсионном фонде дефицит, также приходится сокращать объем средств на поддержку социальной сферы, в сложных экономических условиях сворачивать некоторые госпрограммы. Однако дополнительное налогообложение физлиц вряд ли спасет ситуацию – основным источником пополнения бюджета в России являются налоги, уплачиваемые большим бизнесом – нефтедобывающими и перерабатывающими компаниями, крупными производствами.
– Те деньги, которых недосчитывается бюджет в результате «теневой занятости» людей, трудящихся без какого-либо оформления, без приобретения патента и отчисления подоходного налога, – это капля в море. Налоговое администрирование таких «малышей» на практике оказывается нерентабельным: сборы минимальны, расходы государства существенны.
Безусловно, системная проблема «теневой занятости» существует, но решать ее необходимо, предоставляя гражданам больше возможностей для маневрирования, а не вводя репрессивные меры и дополнительные обременения. Так, например, успешно работает патентная система налогообложения, введены «налоговые каникулы» для некоторых отраслей малого предпринимательства. Людей надо стимулировать, давать им продохнуть.
– У нас на сегодняшний день налоговое бремя, особенно для действующих экономических условий, для многих предпринимателей слишком тяжелое, можно сказать непосильное. А если принять во внимание отсутствие стабильности, постоянные изменения правил игры для бизнеса, фактическое отсутствие ключевых гарантий (таких как неприкосновенность частной собственности, к примеру), выходит, что теневая занятость – это способ выживания, а не способ зарабатывания миллионов и экономии на налогах. Таким образом преодоление теневого сектора в экономике требует системного подхода, который не должен стать очередным кошмаром для бизнеса.
– Возвращаясь к введению налога на тунеядство: мало того что это не способствует выходу из тени граждан, доставит очередную головную боль бизнесу, вдобавок еще подорвет доверие населения к государству. Люди не так давно почувствовали вкус свободы по собственному усмотрению распоряжаться своей жизнью, временем, а их намереваются вернуть к системе взаимоотношений человека и государства, очень похожей на советскую.
Станислав Супрунов, член совета московского отделения "Опоры России"
– Идея данного налога представляется не вполне соответствующей нынешней экономической ситуации. Действительно, достаточно большой процент трудоспособных жителей России не платят налогов, так как не заявляют ни в какой форме о том, где и кем они работают. Однако совершенно ясно, что в нашей стране работают все, так как в нынешних экономических условиях России, при высоких ценах на товары и услуги, тунеядцу выжить невозможно. В идею данного налога заложен именно фискальный, а не социальный аспект.
– Однако, и с этой точки зрения, единый налог на лиц, не заявляющих о своей работе, представляется не вполне удачным решением, если речь идет о повышение таким образом сумм собираемых в стране налоговых платежей. Во-первых, невозможно высчитать реальную сумму такого налога – ведь и скрытый владелец торговой сети, и безработный дворник, потерявший работу из-за проблем со здоровьем, в этом случае заплатят одну и ту же, не очень высокую сумму штрафа. Во-вторых, гораздо эффективнее для собираемости налогов с частных лиц не усиление фискальных мер, а создание для людей условий, стимулирующих их открывать свои доходы. Например, введение системы ограничений государственного стимулирования деятельности лиц, не заявляющих о своей работе. Такие люди, если, конечно, они не являются инвалидами, должны не просто отчитываться о своих, условно «крупных» покупках, но и платить с них высокий налог. Таких людей можно было бы привлекать на общественные работы, к которым сейчас привлекаются мигранты – а уже в случае отказа от общественных работ, человек мог бы быть подвергнут административному взысканию. Третий путь решения проблемы – стимулирование государством развития реального МСБ в регионах, но не способом «пожелания», а посредством создания государственных рабочих программ определения конкретных типов МСБ, в которых нуждается тот или иной регион.
– «Налог с тунеядцев» выглядит в современных условиях скорее, как пиар-ход, показывающий активность инициировавших его структур. Однако реальную пользу и результат приносят только рабочие программы прямого конкретного стимулирования тех или иных процессов.