В 2016 году в Москве и Петербурге может начать работу первый бесплатный оператор сотовой связи. Таковы планы проекта FreeTelecom, рассказал Metro создатель и генеральный директор компании Павел Помазанов. Это именно полноценная связь в формате GSM, а не звонки через Интернет с помощью ещё одного приложения вроде Skype, объясняет он. В настоящее время стартап собирает 1 млн рублей в Интернете на площадке Boomstarter.
Для того чтобы воспользоваться услугой, будущему абоненту придётся приобрести сим-карту (её оценили в 5 тыс. рублей) и установить приложение. Далее обещают бесплатные звонки (в том числе без роуминга по стране), сообщения и доступ в Сеть. За отсутствие абонентской платы придётся просматривать рекламу.
– По большому счёту работа ничем не отличается от того, к чему мы привыкли, – говорит Помазанов. – Но услуги за вас оплачивают рекламодатели. Как раз сейчас мы ведём активные переговоры с компаниями. Особо заинтересованы те, кому необходимо постоянно показывать бренд без конкретного предложения товаров. Им в первую очередь нужна позитивная реакция пользователей и целевая аудитория. Пользователь в личном кабинете может даже выбирать тематику сообщений.
Как объясняет генеральный директор FreeTelecom, собственных вышек у компании не будет.
– У нас есть предварительные договорённости с действующим сотовым оператором, – говорит он. – Схема такова: они продают нам минуты, при этом не тратятся на маркетинг, а мы компенсируем расходы за счёт продажи рекламы. Им это выгодно ещё и потому, что они получают фактически прирост аудитории на сегодняшнем сверхконкурентном рынке.
По мнению Помазанова, компании-лидеры рынка "безразличны как к пользователям, так и к своим конкурентам".
– Им абсолютно неважно, кому продавать минуты и трафик, главное, чтобы покупали, – говорит автор идеи.
Впрочем, в России уже предпринимались попытки обеспечить людей связью задаром. Ближе всего к этому подошла компания «Атлас», но работать она планировала по условно-бесплатной схеме. Платить не нужно лишь за базовый пакет в 100 минут, 100 SMS и 1 Гб Интернета. В итоге сроки запуска (был запланирован на лето 2014 года) перенесли, и до сих пор сервис не стартовал. В качестве одной из основных причин задержки запуска оператора основной инвестор проекта Управляющий партнер фонда Russian Ventures Евгений Гордеев в интервью указывал отсутствие договорённостей по организации MVNO с операторами сотовой связи.
– Если говорить о перспективах FreeTelecom, то перед командой проекта сейчас может стоять аналогичная проблема, – комментирует стартап Евгений Альминов, руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting. – Также отметим, что на сайте проекта нет подробной информации о технической стороне реализации оператора, а также о параметрах оказания услуг. Собираемые командой проекта деньги – 1-2 млн рублей – в десятки раз ниже предполагаемых инвестиций в «Атлас» (1-2 млн долларов). И у нас возникают серьёзные сомнения в самой возможности технической реализации столь амбиционного проекта за столь незначительную сумму.
Наконец, объясняет Альминов, исключительно рекламная модель монетизации проекта после его запуска, на наш взгляд, может обеспечить только относительно небольшой объём услуг связи для абонентов, как в случае с "Атласом".
– Другими словами, технически, оператор может быть бесплатным для абонента, но количество минут голосовой связи, SMS и Интернета мобильного Интернета может быть серьезно ограничено, – заключает он.