В Госдуме подготавливают законопроект, который устанавливает ответственность за зацепинг. Поправки в Административный и Уголовный кодексы подготовят за лето и внесут в Госдуму уже после каникул, о чём Metro рассказал первый зампред комитета по транспорту нижней палаты парламента Михаил Брячак.
"Законопроект ужесточит ответственность зацеперов в части несанкционированных форм проезда на пассажирских и грузовых составах, равно как и несанкционированных попыток остановить поезд - то есть, речь идёт о всём комплексе нарушений, которые влияют на безопасность движения, - сказал Михаил Брячак. - Штрафовать зацеперов будут на сумму до 5 тысяч рублей, предусматривается и административная ответственность в виде принудительных работ до 15 суток, а в особых случаях - уголовная ответственность с лишением свободы. Норматив проработан на основе проекта от 2013 года, который, к сожалению, не был принят".
Чиновник отметил, что в тюрьму будут сажать на срок до 5 лет - при отягчающих обстоятельствах. Уголовное наказание может касаться и должностных лиц, которые допустили зацепинг. "Это проблема, которая влияет на жизнь и здоровье не только самих зацеперов, но и других участников перевозочного процесса. Вот почему нужно принимать действенные меры", - отметил чиновник.
Корреспондент Metro поговорил об этом, в том числе, с известным московским зацепером и экстремалом Романом Громовым, который считает, что введение новых "санкций" в отношении зацеперов проблему не решит, а только усугубит ситуацию.
"Зацеперы бывают разные, - сказал Громов. - Есть зацеперы, которые так ездят, потому что это удобно, даёт ряд преимуществ. Нет никакой жары, духоты. Это взрослые, адекватные люди, которые садятся на хвост или крышу и едут. Есть второй тип зацеперов - обычные школьники, которые так ездят ради экстрима, ищут развлечения. Люди, которые не разбираются в зацепинге, почему-то уравнивают таких людей.
Если принимать какие-то меры - штрафы, например, увеличивать, то это будет действовать, скорее, на тех зацеперов, которые просто так ездят. Мне лично тогда будет целесообразно ехать внутри электрички, я лучше помучаюсь в давке, в жаре или поеду на машине. А тех, кто ищет дешёвый экстрим, это не сильно затронет. Наоборот, это их ещё больше подстегнёт. Они и без того сейчас занимаются зацепингом скрытно, стараются не показываться, появляться на пустынных станциях.
Обычно, если я вижу неадекватного зацепера, одёргиваю его. Были случаи, когда сдавал в полицию школьников, которые бегали по крышам, кидались в людей камнями, кричали на них. Если такие зацеперы, как я, пропадут, останутся вот такие неадекватные люди, которые собираются группами, чтобы почувствовать свою безнаказанность и, например, трогать токоведущее оборудование.
С этим оборудованием ситуация такова, что, по правилам зацепинга, к нему приближаться нельзя ближе чем на метр. В оборудование входят провод, токоприёмник, пускотормозные реостаты. В своё время в Сети появилось видео - люди стоят на скамеечках деревянных на крыше, которые находятся возле электрооборудования, и дотрагиваются до токоприёмника. Некоторые люди, которые не в теме, пытаются такое повторить, трогают токоприёмник, но стоя на железной крыше. Естественно, их бьёт током, что, как правило, приводит к смерти.
Если вы хотите бороться с пагубными явлениями, не стоит рассказывать, как плох зацепинг. Я лично уже больше десяти лет езжу и всё нормально. Нужно рассказывать, что именно опасно, перечислять конкретные вещи. Я считаю, это единственная адекватная мера".
Роман Громов, разговаривая с корреспондентом Metro, ждал электричку. Когда она подошла, Громов вскочил ей на хвост, к нему присоединилось ещё два человека. "Для нашего направления это обычное дело", - отметил зацепер.