Так называемый «закон о забвении», который позволит россиянам требовать удаления информации о себе из выдачи «Яндекса», Google и других поисковых систем в Интернете, прошёл второе чтение, несмотря на протесты со стороны интернет-бизнеса. Впрочем, Госдума подкорректировала одно из самых противоречивых положений документа. Оно позволяло удалять достоверные данные, срок давности по которым составляет три года. Этот пункт заменили на возможность избавиться по обращению в компанию, оператора поисковой системы, от «неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя информации», но также вне зависимости от её достоверности. Второй важной поправкой стало удаление лишь ссылок на информацию, к которой у пользователя есть претензии. Сами данные, которые располагаются на сторонних сайтах, останутся доступными для всех.
Как рассказал Metro Очир Манджиков, директор по связям с общественностью «Яндекса», основные принципы законопроекта не изменились. Таким образом, ссылка в Интернете по сути приравнивается к искам об алиментах и нанесению вреда. Но к ряду предложений бизнеса всё же прислушались, рассказывает представитель сервиса.
– Первое: человек, обращающийся с требованием удалить информацию из поисковой выдачи, должен указать конкретную ссылку, – говорит Манджиков. – Второе: в запросе нужно указать имя или фамилию. Третье: из-под действия закона выведены сайты, которые ищут только по собственным страницам. Наконец, каждый запрос будет обрабатываться в течение 10 дней вместо трёх.
Правовое управление Государственной думы также негативно отозвалось о поправках в закон. В частности, было отмечено, что «неактуальная информация о гражданине, которая утратила для него значение» – понятие неясное. К примеру, если данные стали неактуальными для пользователя, они могут оставаться актуальными для общества. В интернет-компаниях уверены, что закон нарушает свободу доступа к информации, а поисковикам передаётся функция судов – то есть решать, достоверны данные или нет.
– Оценить влияние нового закона на Интернет можно будет только после его вступления в силу, – заключает Манджиков. – Основная нагрузка ляжет на поисковики.