4 декабря на экраны выходит «Звезда» Анны Меликян. За этот фильм режиссёр уже получила два приза на «Кинотавре».
«Звезда» – это история подростка Маши (Тина Далакишвили), которая мечтает стать актрисой. В неё влюблён сын (Павел Табаков) замминистра, который ненавидит своего папу (Андрей Смоляков). А тот, в свою очередь, выставил из дома свою возлюбленную (Северия Янушаускайте), которую приютила у себя Маша.
«Звезда» – это такое целостное кино. Но пересказать его невозможно.
Да, это правда. (Смеётся.) Когда нас попросили написать синопсис (краткий обзор. – Прим. ред.), мы сразу все отказались. В итоге к нашему фильму синопсис писал фотограф. Если честно, я ненавижу синопсисы. Невозможно в одном абзаце отразить то, что ты вымучиваешь и снимаешь годами. Коротко я для себя сформулировала сюжет фильма так: это о страстном желании жить.
Получается, «Звезда» – это проблеск в жизни богачей.
По сюжету звезда – это Маша, которая пролетела через жизни богачей, хвостом зацепила каждого из них и изменила их жизнь – надеюсь, в лучшую сторону. Как мой звукорежиссёр говорит, звезда пролетела, а девочку-то сожрали.
Как вы писали сценарий?
Прочитав учебники по драматургии, рассказывающие, что в центре сюжета должна быть героиня с благими намерениями, мне хотелось придумать антигероиню. Я взяла силиконовую дуру и жену олигарха. На протяжении этих двух часов зритель в них влюбляется, и они становятся настоящими героинями.
Вы общались с рублёвскими жёнами?
Я в какой-то степени знаю этот мир. В отечественном кино это всё обычно убого выглядит. В «Звезде» мне хотелось добиться достоверности. Всё, что вы видите на экране, настоящее: стеклянный дом в центре Москвы, который впервые снимают в кино, одежда от лучших российских дизайнеров, шуба, бриллианты, которые доставила нам ювелир Елена Ваевская, сумка...
Сумка действительно стоила 40 тысяч евро?
Да! Конечно, мы могли взять китайскую сумку. И я вам скажу, она вообще не отличается от настоящей. Мы специально нашли знакомую, которая бесплатно предоставила сумку. Это был самый дорогостоящий наш реквизит, мы её охраняли лучше, чем самих актрис. Но всё равно как-то её повредили, появился какой-то налёт. Нам пришлось заплатить за её реставрацию 3 тысячи евро. Причём реставрацию делают только в Каннах.
Почему герой Андрея Смолякова – замминистра, а не предприниматель?
Поскольку герой не главный, было важно, чтобы было сразу понятно, что происходит между сыном и отцом. Ясно одно: сын не любит отца, он не хочет быть похожим на него. Если бы он был бизнесменом, то есть вероятность, что всё, что у него есть, он создал своим умом и талантом, и тогда непонятно, почему сын ненавидит его. Я сделала его чиновником, чтобы сразу было понятно, что он нечестно нажил все свои деньги и этот шикарный дом в центре Москвы.
Маша работает в клубе русалкой – плавает в аквариуме, замминистра живёт в стеклянном доме, словно в аквариуме. Это отсылка к предыдущему фильму?
Мне просто хотелось, чтобы у героини была необычная работа в клубе. И я выдумала, что в клубе поставили аквариум, а её нарядили в костюм русалки. Потом к нам на съёмочную площадку приходили танцовщицы, и они рассказали, что такие аквариумы в клубах существуют. Моему оператору Алишеру Хамидходжаеву везде нужна философия. И он придумал, что замминистра живёт в стеклянном доме (читай в аквариуме), что люди так живут – каждый в своём аквариуме, не пересекаются друг с другом. Он ещё много умных мыслей озвучил, а мне показалось это прикольным. Видите, как хорошо, что вы это заметили.
В начале фильма Маша хочет сделать пластическую операцию на ноги, потому что по канонам красоты между ног должно быть четыре просвета, а у неё только один. А у вас сколько?
Думаю, ничего хорошего, лучше не мерить. (Смеётся.) Я веду дневники, в которые записываю всё забавное. Ещё будучи студентом, я наткнулась на эту милую глупость и записала её. Я знаю, что после показа на «Кинотавре» все зрители искали у себя просветы, и даже взрослые мужчины.
В «Звезде» один из героев говорит: «По пенису можно сказать не меньше о человеке, чем по лицу». Вы специально высмеиваете современное искусство?
Сначала мы начали высмеивать искусство, но потом так глубоко копнули, что я после этого фильма изменила своё отношение к современному искусству. Я стала верить, что и в других произведениях современного искусства есть смысл.
Вы женщина-режиссёр, снимаете в кино женщин...
Скоро сниму жёсткий боевик с каким-нибудь брутальным мужиком. Не могу придумать сценарий, у меня мозг по-другому устроен. Если кто-то напишет мне сценарий, обязательно сниму.