Как происходит сама процедура подачи заявки в лонг-лист премии?
Есть такая иллюзия, что это очень сложно, а на деле вполне доступно. Для короткометражных анимационных, игровых и документальных фильмов правила у Академии одни. Есть четыре последовательных этапа: лонг-лист, шорт-лист, номинанты, победитель. С момента завершения работы над картиной до подачи заявки на соискание «Оскара» есть два года, у игровых картин – всего год. Чтобы попасть в лонг-лист, нужно получить хотя бы один главный приз любого фестиваля, который квалифицирован Американской академией, либо устроить прокат своего фильма в течение одной недели в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса. И потом нужно вовремя подать заявку в Академию.
Как вы оцениваете свои шансы на победу?
К сожалению, это мало зависит от качества картины. Много факторов влияет на выбор академиков, в том числе и политическая ситуация. Они даже могут этого не осознавать. Все мы люди. А ещё в нашей десятке уважаемый 82-летний Ричард Уильямс, который снял в своё время «Кто подставил кролика Роджера». Он в кои-то веки выступил с новым короткометражным фильмом. О таких, как я, вполне можно рассуждать так: он ещё молод, успеет получить, а вот Уильямс... Так что шансов на победу практически нет.
Тот факт, что у вас уже была номинация на «Оскар», сыграл какую-то роль?
Нет. Всё на общих основаниях. Кто-то из академиков может вообще не знать, кто я такой. А кто-то может знать и решить, а зачем ему второй раз.
Хочется получить «Оскар»?
Я же не дурак...
Если это произойдёт, то это будет первый «Оскар» в истории российской анимации...
Это парадоксально. Мы так гордимся своими традициями, а «Оскара» как не было, так и нет. Номинации можно по пальцам посчитать.
А «Старик и море» Александра Петрова?
Россия не имеет никакого отношения к награде, он выдвигался от Канады. Россия не дала Саше денег, а Канада и Япония дали. Это позор России, что мы, как страна, прошляпили этот «Оскар».
Если вы получите награду, это что-то поменяет в российской анимации?
Думаю, что ничего не поменяет. Я надеюсь, что это даст толчок молодёжи активнее заниматься своими фильмами, а не бросать их в тот момент, когда они его завершили. Фильм нужно показывать на фестивалях.
Были люди, которые осуждали ваш фильм?
Были. Невежество никто не отменял. Читал реплики в Интернете. С любым предметом, имеющим отношение к искусству, происходит одна простая вещь. Десять человек посмотрят на фильм или картину, смотрят они все одно и то же, но реакции и мысли у всех будут разные. Это ведь не произведение виновато. Каждый видит то, что видит. Когда человек хаит какое-то произведение, он должен задуматься, а почему меня это зацепило.
Как вообще относятся за рубежом к российской мультипликации?
С большим уважением. Редкий фестиваль обходит призами российскую мультипликацию. Никакого предвзятого отношения нет.
Вы член Киноакадемии. Голосовали за себя?
Любой член Академии может голосовать за себя. Это не запрещено. Но это не гарантия победы, за вами ещё 6000 академиков, и вопрос, что поставят они? Из десяти баллов я поставил себе девять, потому что не считаю свою работу идеальной. Десяткой я никого не наградил. Я дал ещё одну девятку нидерландскому фильму «Отто», но в итоге в шорт-лист он не вошёл. Один из мифов, что если фильм попал в лонг-лист на «Оскар», то это шедевр. Ничего подобного. Там было столько откровенно слабых работ! Я был поражён! Нас просили меньше шести баллов не ставить, но хотелось многим влепить двойки.
В этом году в шорт-листе почти нет женщин.
Да. Год на год не приходится. Но в прошлом году было две женщины, и одна из них взяла «Оскар». Сейчас они просто в процессе создания своих картин.
Что думаете о фильме «Санджай и его команда» Pixar, который попал в шорт-лист?
Pixar не делает плохо, но это не лучшая их короткометражка.
Какова главная идея вашей ленты?
Вообще, это кино совсем не о космосе, космос – это бэкграунд (фон. – Прим. ред.). И даже не о дружбе, оно об одиночестве. Жаль, что среди людей нет таких взаимоотношений, которые есть между героями.
Фильм называется «Мы не можем жить без космоса». А без чего не можете жить вы?
Я не могу жить без ощущения, что я всё время опаздываю сделать что-то, что гораздо важнее фильмов. Как бы это пафосно ни звучало, оставить более ценный, чем кино, человеческий след.
Кино не оставляет след?
Боже упаси! Это всё равно, что утверждать, что яблоня существует ради того, чтобы рождать яблоки. Нельзя переоценивать кино, в том числе и мультипликацию.
Над чем вы сейчас работаете?
Над своей жизнью. Моя собственная жизнь гораздо важнее кино.