На заседании российского Оскаровского комитета решили, что нашу страну в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" будет представлять фильм Андрея Звягинцева "Левиафан", которого на 67-м Каннском международном кинофестивале наградили "За лучший сценарий".
Кинокритики называли основным соперником "Левиафана" картину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», но Андрей Кончаловский отказался от участия в "оскаровской гонке", объясняя это тем, что "Оскар" переоценён. К тому же режиссёр «в последние годы достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и отмечал пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей», поэтому он считает, что «бороться за обладание премией просто нелепо».
Егор Кончаловский поддержал отца:
– Я поддерживаю позицию отца, потому что причины, по которым он это сделал, для меня вполне ясны и близки мне. Понимаете, как только говоришь "Лучший фильм на иностранном языке", то "Оскар" сразу становится местечковой премией. Получается, что есть свой язык – английский, а есть не свой, чужой. Выходит, что американская национальная премия такая же, как у нас, например, в Ханты-Мансийске. В формулировке этой номинации есть свой парадокс.
Metro не могло не спросить про связь решения Кончаловского с российскими санкциями.
– Я не могу сказать, что здесь есть прямая связь, но в последнее время отделить политику от культуры невозможно, – размышляет Егор. – Конечно, политический след есть, просто он может быть даже неосознанным до конца.
Егор Кончаловский не осуждает Звягинцева за то, что тот не снял свою кандидатуру:
– Творчество Звягинцева не имеет национальности. Он смотрит больше на мир, чем на Россию, как на рынок для своих картин. Мне кажется, что Звягинцев недооценён в России. То, что он не снял свою кандидатуру, не говорит о том, что он поступает неправильно.
Андрей Звягинцев не собирается снимать свою кандидатуру и не считает, что его выбрали только из-за того, что Кончаловский снял свою кандидатуру.
– Кончаловский поступил последовательно: он критиковал Голливуд, поэтому счёл странным претендовать на «Оскар». Не понимаю, почему я должен следовать за Кончаловским? Я не критикую голливудизацию. Более того, я не уверен, что "голливудизация" – это полная, исчерпывающая картина существующего положения киноиндустрии в России.
Прогнозировать шансы картины на победу пока трудно.
– Это только первый этап, возможно, самый непростой, но теперь картине нужно пройти ещё два, – объясняет Звягинев Metro. – Первый – это попасть в шорт-лист. И потом – главный: "вытянуть" счастливый билет. Но основания для конкуренции у "Левиафана" есть. У нас очень хороший прокатчик в США – Sony Classic. Европейская и американская пресса очень высоко оценивают картину. Теперь всё зависит от судьбы и от усилий американского дистрибьютора.
Кинокритик Кирилл Разлогов считает, что обе картины не имеют права претендовать на "Оскар", потому что они не прокатывались в России. Лента Кончаловского была представлена в России на закрытом показе.
Звягинцев заверил Metro, что "Левиафан" выходил в ограниченный прокат в России:
– Более того, он ещё идёт ограниченным прокатом в кинотеатре "Великан" в Санкт-Петербурге. В широкий же российский прокат картина выйдет 13 ноября, то есть через месяц с небольшим. И я с нетерпением жду, когда фильм увидим российский зритель.