Константин Лопушанский не впервые борется за главный приз Московского кинофестиваля. В 1989 году его лента "Посетитель музея" получила здесь сразу две награды. На этот раз создатель фильмов "Русская симфония", "Конец века", "Гадкие лебеди" отдал в основной конкурс фестиваля ленту, в которой пытается познать душу русского человека в эпоху революции.

Максим Суханов играет гениального актера, который бежал из России после революции, живет себе припеваючи в Финляндии, обласканный публикой... Но покоя ему не дает одна идея – вернуться в Советскую Россию в образе одного красноармейского командира, которого он увидел перед побегом из страны и который был похож на него как две капли воды. "Это выше меня", – говорит герой своей супруге, надевает шинель и буденовку и отправляется с дневником своего двойника в страну, пережившую гражданскую войну. Герой пытается полностью ликвидировать грань между вымыслом и реальностью и готов сыграть свою роль до конца. А конец, как определяет его сам лжетоварищ: или пуля в лоб, или расстрел.

– Это эстетство над бездной, – говорит режиссер. – В нашем национальном характере есть тяга заглянуть в бездну, даже если потом гибель. Заглянуть, чтобы понять, а без этого нет покоя.
Этот черно-белый фильм поражает своей поэтичностью. Атмосфере кровавого маскарада, фатализма и трагичности существования человека в эпоху революции подчинены все художественные средства.

– Я долго искал нужное звучание, – говорит Лопушанский. – В итоге наша картина продувается ветрами тотального холода. Метельность и холод – атмосфера революции. У нашей эпохи тоже есть звучание, но, чтобы никого не обидеть, эти звуки называть не хочу.

Все зрители смогут увидеть "Роль" 25 и 27 июня в киноцентре "Октябрь".