Безопасность превыше всего
Мюзикл «Призрак Оперы» про танцовщицу Кристин и влюблённого в неё безобразного обитателя подземелий Парижской оперы, которого все считают кровожадным Призраком и только она – Ангелом музыки, покорил весь мир. В техническом плане постановка очень сложная. Чтобы поставить мюзикл в Москве, театр МДМ внутри пришлось почти полностью перестроить. В мюзикле очень много секретов и впечатляющих спецэффектов. Огромная люстра пролетает над зрительным залом, Призрак в мгновение ока то исчезает со сцены, то парит на ангеле под потолком или вместе с Кристин «плывёт» на лодке…

Перед тем как отправится в «логово» Призрака и испытать на себе то, что происходит с актёрами во время спектакля, я прошла инструктаж и подписала бумагу, что за возможные травмы при несоблюдении техники безопасности несу ответственность сама. Я дрогнула.
–  А что, может что-то произойти?

– Нет, но вы должны чётко соблюдать все наши инструкции. Меры безопасности у нас превыше всего, – уверил меня технический директор Валерий Петров. – Я на себе всё лично испытывал, когда запускали проект.

Валерий рассказал, что подготовка к «Призраку Оперы» длилась около года:
– Мы сняли и вывезли более 40 тонн устаревшего оборудования, заменили его на новейшее. В мюзикле 29 сцен сменяют друг друга одна за другой – в этом нам помогают высокотехнологичные лебёдки. 
 

Падающая люстра
В первом испытании мне нужно было представить себя Кристин, на которую со скоростью 3,5 метра в секунду несётся 650-килограммовая люстра. В последнюю минуту её отталкивает и спасает Рауль. Копия люстры Парижской оперы падает на сцену на специальных тросах (каждый может выдержать вес в пару тонн).

– Она не разбивается? – спросила я.
– Нет, это имитация стекла, и каждая из подвесок люстры страхуется тросиком диаметром в полмиллиметра, так что если что-то и отвалится, то не упадёт, а повиснет на тросике, каждый может выдержать 150 килограммов, – рассказал Валерий. – Вы готовы? Вставайте ближе к меткам люка провала, чуть дальше меток пиротехники.

После этих слов я отступила к нужному месту, идя как по минному полю.
Команда «раз, два, три» – и я увидела, как люстра начала приближаться. Оказалось не так уж и страшно. Возможно, потому, что я находилась на безопасном расстоянии – дальше, чем обычно актриса, исполняющая роль Кристин.

Ангел под потолком
Чтобы опуститься на «ангеле», как это делает Призрак в спектакле, пришлось подняться на 5-й этаж на служебном лифте за сценой.

– Исполнители роли Призрака (их всего двое) всегда поднимаются пешком по винтовой лестнице, ведь если застрянут в лифте, спектакль придётся останавливать, – рассказал мой проводник.
Поднявшись, мы прошли по мосточку под потолком, затем меня пристегнули к страховке, чтобы посадить в «ангела».

– Прямо как альпинист, – заметила я.
– Точно, у нас здесь, кстати, многие ребята из технического персонала профессиональные альпинисты.
 

Руки не разводить!
Опустившись на ангеле с 16-метровой высоты, я отправилась «исчезать». Фокус с исчезновением Призрака со сцены проделывается с помощью «люка провала». Я выдохнула, узнав, что я не просто провалюсь под пол со скоростью свободного падения, а под моими ногами будет платформа, скорость движения которой можно регулировать.

– Призрак опускается со скоростью примерно два метра в секунду, это 60% от возможностей этого люка, – рассказал технический директор.
Мне указали на метки на полу:
– Если актёр не попал на метки, а такое возможно, ведь на Призраке надет костюм «красной смерти» с массивным головным убором, закрывающим обзор, люк не открывают!

Всеми процессами управляет один оператор за пультом.  По всей сцене висят видеокамеры – вид спереди, сзади, сверху, мониторы находятся перед оператором, и он контролирует всё до мелочей. Благодаря этой системе разработчики оборудования в Европе в режиме онлайн следят за работой автоматики и могут подключиться в случае необходимости.

– Нужно стоять ровно, держать руки по швам, ухватившись за одежду. Так делают и актёры, чтобы случайно не развести руки, – объяснил мне Валерий.
Это испытание оказалось самым страшным. Пол провалился, я дёрнулась, чуть было не развела руки, но уже приземлилась.    
– Вот видите, всё безопасно.

На десерт
мне показали многочисленные декорации, парики, костюмы... Оказалось, что самый тяжёлый наряд – юбка Карлотты –  весит около 20 килограммов. А самое быстрое переодевание занимает менее 30 секунд. И все эти тонкости остаются в тени. 2,5 часа зрители просто получают удовольствие от прекрасной музыки в исполнении артистов и живого оркестра, завораживающе красивого действия на сцене. Вот она – магия искусства.