В январе вице-премьер Игорь Шувалов не исключил налоговой реформы в стране – замены НДС, который платится продавцами с проданных товаров или оказанных услуг, на налог с продаж. Последний взимается с рядовых покупателей в момент приобретения товаров или услуг.
В министерстве экономического развития подтвердили, что этот вариант действительно рассматривается. Основная задача – снизить нагрузку на бизнес. В ведомстве не скрывают, что налог с продаж – «больше для конечного потребителя». Но указывают на то, что и НДС в нашей стране функционирует так, что и он является налогом для конечного потребителя.
При этом еще в декабре премьер-министр Дмитрий Медведев сначала предложил подумать над реформой, а затем после совещания с экспертами признал, что в правительстве отрицательно относятся к данной идее.
По словам экспертов, особой необходимости вводить налог с продаж в России пока нет. Более того, не исключено, что реформа приведет к повышению цен на товары и услуги. «Потребитель, скорее всего, пострадает», – отмечает Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика».
Но этим все не ограничивается. Как отмечает в обзоре Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара, «отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики».
Речь, в частности, идет о снижении инвестиционной привлекательности страны в то время, когда деньги и так бегут из страны.
Риски сокращения доходов бюджета (ставка налога с продаж ниже, чем у НДС), резкого снижение эффективности налогообложения импорта (НДС взимается сразу при ввозе в страну) и увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес (не облагается НДС) сильно перевешивают потенциальные выгоды от более простого администрирования налога с продаж по сравнению с НДС и прекращения необоснованного возмещения НДС из бюджета, отмечает Михаил Бурмистров.
– Кроме того, в мире наблюдается обратная тенденция – переход от налога с продаж к использованию НДС, – считает эксперт.
По данным Института им. Гайдара, НДС взимается сегодня в 156 странах. Налог с продаж – только в 29. Из развитых – лишь в США.
Мнения экспертов
Антон Сороко,
аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»
– Налог с продаж и НДС очень похожи по своим свойствам. Оба они – косвенные налоги, бремя фактической оплаты ложится на конечного потребителя. Основное отличие – каскадность. Именно из этого различия вытекает спор о том, какой налог применять в текущей экономической ситуации. Надо сказать, что свои плюсы и минусы есть у обоих подходов. Основные претензии к НДС – высокая стоимость администрирования, большой простор для уклонения от уплаты и изымание наличных денежных средств из экономики на ранней стадии экономического цикла, что приводит к увеличению инфляционных рисков. В свою очередь, с помощью налога с продаж можно решить данные проблемы, но на первый план выйдут другие аспекты: неравномерная нагрузка на бизнес, ухудшение фискального контроля, высокая вероятность несбалансированности системы и ее администрирования.
– То, что появления налога с продаж вместо НДС приведет к подорожанию товаров и услуг, теоретически, конечно, возможно. Ведь сейчас еще не ведется разговора о налоговых ставках, а т.к. по своему отношению к конечному пользователю они идентичны, все будет зависеть от конкретного предложения по ставке налога с продаж.
– На мой взгляд, в текущей экономической ситуации проведение такой масштабной налоговой реформы нецелесообразно и может принести больше негатива, чем позитива. Озвученная правительством позиция, о том, что замена НДС на НСП возможна не раньше 2018 года мне кажется обоснованной. Хотя, я бы совсем не проводил данной реформы – существующая система выглядит вполне сбалансированной.
Алексей Девятов,
главный экономист "Уралсиб Кэпитал"
– Замена НДС налогом с продаж таит в себе ряд потенциальных проблем. На мой взгляд, если при замене удастся обеспечить эквивалентные по объемам сборы в бюджет, то в таком случае она существенно не отразится на состоянии экономики. Конечно, отмена НДС означает снижение налоговой нагрузки на бизнес, у которого появятся дополнительные ресурсы на развитие. Но если одновременно увеличится налоговая нагрузка на потребителя, то снизится покупательская способность населения, и бизнес в итоге столкнется с ограничениями спроса. Таким образом, конечный результат окажется достаточно незначительным. Кроме того, в условиях недостаточно развитой конкурентной среды существует опасность, что отмена НДС не приведет к снижению оптовых цен, а если и приведет - то к незначительному, при этом розничные цены, которые отталкиваются от оптовых, вырастут. В целом в этой ситуации мы получим рост цен, что негативно отразится на экономике.
– Опасения вызывают и вопросы администрирования, которые связаны с достаточно большой долей теневого сектора в российской экономике. Речь идет о проблеме так называемых «расчетов мимо кассы», когда продавец официально не фиксирует покупки и налог с продаж, соответственно, не взимается. Кстати, эта проблема актуальна и для США, где этот налог активно применяется, но, боюсь, в российских условиях она окажется более масштабной. Конечно, с администрированием НДС тоже существуют определенные проблемы, в том числе и в части его незаконного возмещения, но уход от налога с продаж потенциально способен вызвать большие проблемы. Бюджет на самом деле может потерять.
Дарья Пичугина,
аналитик "Инвесткафе"
– Налог с продаж существовал вместе с НДС по всей России какое-то время, однако ввиду низкой собираемости был отменен, при этом большей частью это объяснялась именно наличием 2 налогов одновременно. Хотелось бы понять причину, по которой МЭР высказывается в пользу НДС, ведь этот налог отмечается сложностью в учете и в связи с этим в целом обладает более низкой собираемостью, чем налог с продаж