Представьте себе шопинг без наличных, банковской карты и мобильного телефона. Выбираете товары, проходите на кассу, смотрите в камеру – и со счета списывается необходимая сумма. В финском стартапе Uniqul эту сказку сделали былью. Более того, разработка технологии почти завершена. В ближайшем будущем возможность «платить взглядом» появится в ряде магазинов Хельсинки – пока еще в тестовом режиме.
Сегодня наиболее технологическими формами оплаты покупок вне Интернета остаются списывание денег посредством бесконтактной банковской карты, которую не нужно проводить через аппарат, а достаточно поднести к считывателю, и со счета мобильного телефона. Принцип действия аналогичный.
В Uniqul используют алгоритм распознавания лиц, позаимствованный у военных. Биометрические данные пользователя заносят в базу данных, привязывают их к банковскому счету и затем используют на кассе. После того как система опознала покупателя, ему остается только нажать на кнопку «ОК» на планшетном компьютере, который монтируется рядом, и деньги будут списаны.
По словам представителей финского стартапа, такая технология не только удобна, но и экономит кучу времени. На оплату товара уходит всего 5 секунд.
И не забывайте о безопасности, отмечают в Uniqul. Как связанной с кражей карт и обналичиванием средств, так и бытовой.
– Сколько раз вы задумывались, где бы спрятать кошелек на пляже, когда вы решите пойти в воду? – спрашивают в компании.
Обмануть систему невозможно, поскольку двух одинаковых лиц не бывает, поясняют финны.
– Пластическая операция – не помеха, – говорит Metro Оскар Туутти, генеральный директор стартапа. – Вам просто нужно будет внести свой новый облик в базу данных. Это легко.
В каких магазинах появятся точки оплаты, пока не решено.
– Предложения мы разослали, но полного списка у нас еще нет, – говорит руководитель компании.
В Интернете идея не вызвала однозначного одобрения. Среди откликов, в целом позитивных, попадаются и такие, чьи авторы предупреждают о попытке «больших корпораций подчинить себе людей» и последствиях взлома такой базы данных.
– Им придется серьезно поработать над защитой системы, – говорит Петер Маркус, эксперт по сетевой безопасности. – Ежегодно мегакорпорации подвергаются атакам, в результате которых хакерам достаются базы данных кредитных карт. А здесь дело серьезнее, учитывая прямые ссылки на банковские счета и биометрические данные. Этот вопрос пока вызывает некоторые сомнения.