Его багаж: руководство уральскими филиалами двух крупнейших в стране брокерских компаний и два успешно пройденных вместе с клиентами кризиса. Его мнение: кризисные явления – системные, но этой зимой действительно стоит ждать обострения. Как вести себя людям, когда экономику лихорадит? Куда вложить сбережения?

Виктор Сергеевич, строители кричат о резко упавшем спросе и боятся, что стройки заморозятся, некоторые предприятия уже перешли на 3-4-дневную неделю. Я уже не говорю про скачок цен на продукты в магазинах. Кризис на носу? Чего ждать обывателям, как себя вести?
– Обыватель в ближайшее время лучше жить не станет. Хуже – возможно, это зависит от того, насколько раскрутится инфляция. Мой совет – крепче держаться за свои рабочие места: есть вероятность, что они будут сокращаться. Что касается недвижимости, я не раз заявлял, что у нас её стоимость «перегрета». Это известно давно, и многие аналитики говорили, что рано или поздно на рынке недвижимости начнётся коррекция. Сейчас мы наблюдаем, как пузырь начинает сдуваться. Возможно, стоит ждать снижения цен на недвижимость, и весьма существенного – на 30–40 процентов.

Зимой 2009-го можно было за 1,5–2 млн купить  3-комнатную квартиру. В этом году когда ждать дна кризиса?
– V-образного сценария не будет. Если в 2009-м произошло резкое замедление экономики, а потом столь же резкое восстановление, то сейчас всё будет происходить достаточно медленно. Я называю это «ползучим кризисом», который тянется и тянется. На мой взгляд, сегодня мы наблюдаем кризисные явления, которые появились давно, и они постепенно развиваются. Происходит перестройка экономической модели страны: часть экономик находится ещё в индустриальном обществе, часть оказалась уже в постиндустриальном (у нас ещё даже доиндустриальная экономика есть – в сельском хозяйстве до сих пор на МТЗ ездят). Эти модели сейчас пытаются взаимодействовать, «сдружиться», но всё это достаточно сложно. Более того, именно постиндустриальные экономики склонны к образованию «пузырей», что мы видим с середины 90-х. Из-за них кризисов стало больше, точнее, они стали происходить чаще. В 2008-м вместо того, чтобы изменить систему, устранить причины, мировую экономику просто залили деньгами: они до сих пор дешёвые, и в Европе, и в США. А так как мы в мировую экономику уже интегрированы, то и нас задевает. Плюс у России свои специфические проблемы.

Санкции?
– Они безусловно играют роль, но дело даже не в них. Речь о том, что наша экономика давно требует структурных реформ. Санкции для этого могут, наоборот, сыграть положительную роль: когда всё хорошо, никто реформы делать не будет. А когда, как говорится, жареный петух клюнет...

Как рынок ценных бумаг реагирует на ситуацию в стране?
– Российский фондовый рынок давно уже находится в боковом тренде: не растёт и не падает (хотя есть, конечно, коридор для небольших колебаний). Это при том, что предприятия всё это время работали, зарабатывали и по всем показателям должны были бы расти в стоимости. Но их рост компенсировался ростом рисков – в связи с украинскими событиями, с кризисными ожиданиями. В результате мы получили такую ситуацию, когда рынок стоит на месте. В последнее время на всякие события – вот даже на объявление санкций – реакции почти никакой. Вывод: рынок достаточно силён и готов к росту – достаточно будет снять негатив. Отсюда два сценария: оптимистичный –
если ситуация с Украиной утрясётся, мы увидим существенный подъём российского фондового рынка – до 30%; пессимистичный – если вой-
на затянется надолго, рынок ценных бумаг останется на месте. Будет расти, но очень-очень медленно.

Есть ценные бумаги, которые всё же показали рост?
– Есть, и немалый. Например, акции ритейлера «Магнит», которые в 2008 году стоили 1000 руб, а сегодня продаются за 9980 руб.
Ого! Так, может, как раз сейчас есть смысл вложиться в ценные бумаги?
– Возможно, да, но всё зависит от того, какие цели человек перед собой ставит, и от его финансовой грамотности.

А вот с ней у россиян как раз не очень. Давайте по-простому: продал человек квартиру, есть крупная сумма...
– Дело не в крупной сумме: у меня есть знакомые ребята-студенты, которые не очень много зарабатывают, но постоянно покупают паи
ПИФов. Вопрос вот в чём: или ругать правительство, или пытаться что-то сделать
самому.

Что делать, если человек хочет повысить свои доходы? – Три варианта: зарабатывать больше, тратить меньше или покупать риск. Как правило, первые два параметра сложно корректировать, остаются инвестиции. А здесь возможностей много, самых разных – от простейшего банковского депозита, если не хочется рисковать (он хотя бы покроет инфляцию), до современных инструментов рынка ценных бумаг. Сейчас инвесторы не ограничены российским рынком – доступен весь мир. Но обывателю вряд ли стоит самостоятельно заниматься этими вопросами, иначе он превратится в финансового аналитика. Не надо заниматься самолечением – нужно обращаться к профессионалам.

Цифра
30–40%
такого снижения цен на недвижимость, по мнению аналитиков, можно ожидать зимой 2014-15 г.

Цитата
«До 30% может вырасти российский фондовый рынок, если ситуация с Украиной утрясётся».
Виктор Немихин
финансовый аналитик, руководитель филиала
брокерского дома в Екатеринбурге

Факты
Акции, в отличие от облигаций, могут серьёзно вырасти в цене (однако могут и резко упасть)
•    Акции Сбербанка. Появились на рынке в начале лета 1999 года, и за период до 19 июля 2007 года (дата регистрации дробления акций) их цена выросла почти в 200 раз, составив 107900 руб. за акцию.