Недавно в Новосибирске презентовали концепцию первого отечественного электромобиля – Monarch. Председатель совета директоров Monarch Алексей Пономаренко рассказал Metro, как планируют обустроить инфраструктуру, почему для производства выбрали Новосибирск и какой он – владалец Monarch
Чем Monarch отличается от других электромобилей?
Съёмным энергетическим блоком (сменной батареей). У Monarch будет возможность замены батареи через порог автомобиля. Это будет так же просто, как заменить картридж в принтере. У Tesla, например, тоже можно быстро заменить батарею, но только на специализированной станции и через днище машины. Нам кажется, что это очень неудобно.
Почему сборочное производство решили разместить в Новосибирске?
Батарея – это один из самых значимых элементов электромобиля, он составляет львиную долю его стоимости. Мы работаем с «Роснано», точнее с их структурным подразделением – заводом «Лиотех», который производит батареи. Он располагается в Новосибирской области, чем и объясняется местоположение нашего проекта.
Человек, который купит Monarch, он какой?
Это человек среднего уровня достатка, поскольку автомобиль стоит от 2 до 4 миллионов; ему от 30 50 лет; это человек, который заботится об экологии, думает о будущем и понимает, что автомобили с двигателем внутреннего сгорания – это прошлый век. Сейчас все страны пересаживаются на гибриды, на водородные автомобили, на автомобили электрические.
Срок ввода первых авто в эксплуатацию – 2021 год. К этому времени должны появиться и зарядные станции?
Да, самый конец – декабрь 2021-го. Зарядные станции уже существуют в некоторых городах, и автомобиль будет адаптирован для зарядки на этих заправочных станциях. Их уже достаточно много: в Москве – около 40, в Санкт-Петербурге – около 30. С европейской части страны они должны распространиться и сюда, в Сибирь. Я думаю, в этом году в Новосибирске появятся несколько штук. Если говорить о специализированных станциях Monarch, то эти станции тоже должны быть разработаны до 2022 года (до начала эксплуатации машины). Может быть, полгода-год машины будут эксплуатировать действующую инфраструктуру, но должны появиться и собственные зарядные станции.
В США на обеспечение полной инфраструктуры ушло более 5 лет. Какие прогнозы для России?
Всё будет зависеть от позиции власти на местах, ведь органы исполнительной власти на местах приняли программу развития энергетических сетей и развития электротранспорта и автомобильной промышленности, что говорит о развитии элетрокаров на территории РФ. Но, как всегда, нормативно задекларированное исполнение фактически всегда тормозится. Это зависит от инициативных групп на местах, которые работают совместно с органами исполнительной власти, и от таких проектах, как Monarch. Если их будет больше, они будут чаще обращаться к органам исполнительной власти, а значит, на местах будут приниматься законы и даваться распоряжения по внедрению необходимой инфраструктуры. В Санкт-Петербурге есть положительный опыт. Уже сейчас там все новые автозаправочные станции оборудуются колонками для электромобилей, все объекты коммерческой недвижимости, которые вводятся в эксплуатацию, обязаны иметь несколько зарядных станций при сдаче в эксплуатацию. Речь идёт о застройщиках, которые сдают многоквартирные дома. Они должны предусматривать технологическую возможность установки зарядных станций. Таким образом, работа в этом направлении идёт. Я думаю, их опыт возьмут другие регионы. У нас, в Monarch, создано целое управление по развитию инфраструктуры. Мы исследуем существующую практику и в нашей стране, и в других странах, пытаемся масштабировать её на территории всей страны.
Как вы считаете, почему именно в Петербурге стали задумываться об обеспечении города зарядными станциями?
На самом деле, в Москве тоже достаточное количество зарядных станций для электрокаров. Они появляются пропорционально увеличению количества автомобилей. А в Санкт-Петербурге есть сильные инициативные группы, которые этого добились. В любой стране, не только России, всё зависит от лиц, находящихся на местах: где-то они более активны, где-то более пассивны. В Петербурге и непосредственно правительство больше заботится об экологии города.
Подзарядить авто можно не только на зарядных станциях, но и в кафе. Как это происходит?
Не только в кафе – это может быть и супермаркет, и прочие учреждения. Они просто включают в чек услуги по подзарядке. Человек приезжает, обедает или отдыхает, а за это время его автомобиль подзаряжается. Батарею доставать не нужно. Полная зарядка автомобиля с учётом текущих цен на электроэнергию в России составит 200 рублей. Человек заезжает на полчаса в кафе и успевает за это время подзарядить машину. Это общемировая практика.
А полчаса достаточно для полной зарядки?
До полной, конечно, нет, но подзарядить, чтобы проехать, скажем, 100 км – вполне достаточно.
А что такое плотность батареи и как она влияет на пожароопасность?
Чем выше плотность электрической батареи, тем больше вероятность возгорания в случае дорожно-транспортного происшествия. Может быть, это и не прямо пропорциональная зависимость, но она есть. Те технологии, которые существуют сейчас, показывают, что большая емкость энергии, находящаяся в вашем автомобиле, которая позволяет проехать 600-700 км, эти более опасна в плане возгорания. А батареи с меньшей ёмкостью, которые производятся в Новосибирске, более надежные (хватит на км 200). Они не горят, не замерзают, у них другой химический состав. Во время передвижения по городу вы всё равно не проедете 200 км за день, даже таксисты редко под 300 наезжают. Поэтому намного проще иметь батарею небольшой плотности и быстро заменить ее, как картридж в принтере, чем иметь эту дорогостоящую (причём, существенно – разница тысяч в пятьсот).
Актуальный для Сибири вопрос – точно не замерзнет авто?
Во-первых, автомобиль прогревается сам. Между батарейками энергетического блока заложен кабель, который при минусовой температуре включает и постоянно поддерживает батарею. То есть если вы воткнули батарею в зарядную станцию и она стоит всю ночь, то проблем не будет никаких. В процессе езды или режиме ожидания батарея сама себя подогревает. Просто в морозы заряд будет быстрее заканчиваться. Это как с бензиновым автомобилем – когда он стоит на автопрогреве, он потребляет больше бензина.
А если забыл зарядить машину? Девочки часто этим страдают…
(Смеётся). Вот если у вас Tesla или любой другой автомобиль, вам придётся вызвать эвакуатор и везти автомобиль до зарядной станции, т.к. нужно подвести электричество к машине. С Monarch –даже если это произошло на трассе, вам могут просто привезти и установить заряженную батарею.
Почему нужно пересаживаться на электрокары?
Эти автомобили имеют ряд преимуществ перед бензиновым. Например, у электромобиля кроме мотора и батареи нет ни двигателя, ни коробки передач, ни раздаточного механизма, ни жидкостей, т.е. здесь абсолютно нечему ломаться. Это автомобиль, который никогда не заезжает в сервис, за исключением ремонта подвески. Во-вторых, это автомобиль, не производящий шума и химических выбросов: он тихий и экологичный. Во-третьих, по сравнению с бензином и газом, «заправка» авто электрической энергией намного дешевле. Как видите, у электрокаров масса преимуществ. Именно поэтому в Норвегии, например, уже 56% всех проданных машин в этом году – электрические. В следующем году прогнозируется, что этот показатель увеличится во всей Европе. В Америке в большинстве штатов приняли закон, что с 2035 года запрещена добыча электроэнергии с помощью природных ресурсов. Все страны переходят на альтернативную энергетику. Мы, к сожалению, отстаем пока… Но я рад, что, наконец, эта тенденция добралась и до России.
Как вы пришли этот бизнес?
Мы с 2011 года производили различные технические устройства, и последние из них как раз касаются автомобильной отрасли, например, автомобильные сигнализации с автозапуском. Мы видели, что в Москве появляется всё больше и больше электрокаров. И так как мы имели свой инженерный состав, имели опыт в автомобилестроении и электронике, мы просто взяли инициативу на себя. Я думаю, если нас будут поддерживать правительство и СМИ, а не искать подвоха, то у нас всё получится.
Как проходит финансирование? Есть ли какое-то решение от фондов?
Мы договорились с ними о четких показателях, по выполнении которых мы обратимся к фондам. Ведь идти в фонд на стадии стратапа можно только в венчурный фонд. Они, как правило, просят долю в предприятии, причём значительную. К ним обращаются проекты, которые не имеют возможности самостоятельно развивать проект. Мы – другая история. Мы имеем возможность создать автомобиль, сертифицировать его, получить прототипы, откатать его и т.д. И тогда мы уже предложим фонду акции нашего предприятия, а не долю в нём.