"О чём только думают организаторы, принимая вариативность?" – этот вопрос не первый год беспокоит отличников "Тотального диктанта". У Metro готов на него ответ.
Напомним, вариативность при проверке "Тотального диктанта" – это набор допустимых знаков (как правило, пунктуационных), которые хоть и не совпадают с авторским вариантом, но за ошибку не считаются.
Как много их будет, решает экспертный совет. Затем это решение выносится на обсуждение в широком кругу филологов: учителей, преподавателей и молодых исследователей из разных городов. Обсуждения проходят в формате мастер-класса по проверке диктанта. В этом году редактор Metro оказалась в центре событий – за третьей партой среднего ряда.
По эмоциональному накалу мероприятие не уступало передаче "Пусть говорят", однако любые выкрики с места здесь подкреплялись аргументацией, причём исключительно в рамках литературной нормы:
– Ну давайте уже допустим тут запятую!
– И по какому это принципу?
– По интонационному!
– Да по этому принципу её можно через каждое слово "нарисовать"!
Примерно так развивалась интеллигентная перепалка двух филологов, пока не вмешался третий:
– Серьёзно?! Какая запятая? Это канонический случай, за который "бьют" детей! Как раз на таких предложениях отрабатывается правило, и человек либо знает его, либо нет.
– Вот именно, о чём мы вообще спорим, – послышалось откуда-то сбоку, – давайте просто научим людей грамотно писать!
Как только поутих шквал аплодисментов и схлынула волна безудержного веселья, лингвисты спокойно продолжили дискуссию. Все понимали: вариативность – явление неизбежное, ведь порой и сами филологи не могут договориться между собой. На круглом столе, предшествовавшем проверке диктанта, главный редактор портала "Грамота.ру" Антон Пахомов привёл пример в поддержку этого тезиса:
– Иногда на сервис приходят вопросы по поводу несостыковок между авторитетными источниками, которыми мы оперируем. В таких случаях мы сверяем публикации и обращаемся за комментарием к лингвистам-кодификаторам из Института русского языка, а затем размещаем его на сайте. Таким образом, сами носители языка участвуют в формировании его нормы.
Процесс, описанный экспертом как долгий и кропотливый, на мастер-классе проходил в формате "здесь и сейчас". Все спорные моменты выносились на голосование. Особо остро и продолжительно обсуждались предложения с парными знаками: как правило, они осложнялись не только вставной конструкцией, но и парой причастных/деепричастных оборотов с "размытыми" границами.
Не обделили вниманием и членимые союзы – этот случай члены экспертного совета, вероятно, сочли очевидным и не указали вариант постановки знака между их частями (ср.: "перед тем, как" и ", перед тем как".
Ну и самые жаркие споры разгорелись вокруг "агнонимов" – слов, неизвестнх пишущему в силу своей ограниченности по времени или сфере употребления (историзмы, профессионализмы и т. д.) Так, в результате непродолжительной полемики было принято решение не считать за ошибку написание слова "хаос" через "у", – акция проверяет владение нормами языка, а не лексические компетенции.
Однако экспериментировать Metro не рекомендует: во-первых, хотя ошибка и не грубая, шансы на "5" она всё же снижает, во-вторых, последние изменения в регламент оценки внесут только после вебинара по итогам первичной проверки, окончательное решение будет принято только 14 апреля – наутро после диктанта.
Эксперт Наталья Кошкарёва, доктор наук, член Орфографической комиссии РАН
В тексте, который раздали филологам на мастер-классе, экспертным советом были учтены все возможности вариативных знаков и вариативных "написаний". Решения принимались на основе авторитетных ресурсов. Основной из них – Полный академический справочник правил русской орфографии и пунктуации под ред. В. В. Лопатина. Принимались во внимание и другие нормативные справочники. Если в каких-то из них определённые единицы не были кодифицированы, мы это тоже учитывали. Учитывали и то, что многие люди изучали язык давно и они могут быть просто не в курсе последних изменений в динамично развивающейся системе русского языка.