В дискуссии приняли участие педагоги-психологи, представители общественных организаций и благотворительного фонда. Участники обсудили ряд важных вопросов, поделились опытом взаимодействия с образовательными учреждениями и рассказали о проектах, которые реализуются в целях профилактики девиантного и суицидального поведения подростков, буллинга и кибербуллинга.
По словам приглашённых экспертов, в регионе повсеместно осуществляется профилактика девиантного поведения. В частности, организована работа с детьми, которые состоят на различных видах учёта, детьми с аддиктивным и суицидальным поведением, развиваются службы медиации и примирения, а также работают мобильные бригады по профилактике буллинга. Тем не менее ситуация требует повышенного внимания и подключения ещё больших ресурсов. В НСО, и, в частности, в Новосибирске, фиксируют острую нехватку педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
По словам Татьяны Стукачёвой, психолога, медиатора, члена Российской ассоциации восстановительной медиации, члена правления межрегиональной общественной организации "Социальное партнёрство", для решения вопроса необходимо содействовать развитию личностного потенциала ребёнка в качестве инструмента для преодоления деструктивного поведения школьников. Эксперт рассказала о практических аспектах работы по профилактике агрессивного поведения.
– Всякое отклоняющееся поведение ребёнка – это, скорее, его беда, а не вина, поскольку чаще всего это вызвано трудными условиями, в которых находится подросток. Если брать сегодняшние реабилитационные программы, ответственность за результат в большей степени лежит на специалисте. В этом реабилитационном подходе у нас действует проект "Мир возможностей". Второй наш проект работает в другой парадигме – восстановительной медиации. Такой подход помогает разрешить разные ситуации внутри семьи и не только. Также мы активно поддерживаем школьные службы примирения, – отметила Татьяна Стукачёва.
Опытом работы с вопросами семейного неблагополучия и детьми, оставшимися без попечения родителей, поделилась Марина Аксёнова, директор Детского благотворительного фонда "Солнечный город".
– Все службы заточены на что? На работу с семьями, которые уже находятся в глубоком кризисе. Но, увы, такие программы поддержки не всегда эффективны. В прошлом году мы провели целый ряд исследований по причинам временного размещения детей в детских домах и социально-реабилитационных центрах. Были выявлены жизненные события, которые могут привести к кризису в семье. Как ни странно, среди них вполне рядовые ситуации: развод, рождение ещё одного ребёнка, проблемы с жилплощадью и т.п. На территории НСО мы сделали очень печальный вывод – на раннем этапе возникновения кризисных ситуаций в регионе практически не существует услуг и организаций, которые могли бы помочь семье, – отметила Марина Аксёнова.
Помимо прочего, по словам Аксёновой, родители детей, которые находятся в сиротской системе, в 98% случаев имеют проблемы с алкоголем.
– На мой взгляд, это катастрофичная ситуация, решать которую необходимо комплексно, – резюмировала спикер.
Опытом работы с трудными подростками поделилась директор первого цирка хулиганов "Упсала-Цирк" Лариса Афанасьева. В Санкт-Петербурге организация успешно реабилитирует трудных подростков, привлекает детей с ментальными особенностями и, в прямом смысле слова, наполняет жизнь таких детей новыми событиями и позитивным опытом.
– Современные творческие инициативы влияют на восприятие себя и мира. На наш взгляд, у каждого есть право на агрессию, которую можно и нужно переводить в другие формы активности с помощью творческих, нестандартных психолого-педагогических подходов, – отметила Лариса Афанасьева.
В завершение обсуждения депутат Законодательного собрания НСО Александр Аксёненко резюмировал, что необходимо особое внимание уделять именно работе психологов в школах.
– В этой сфере должны быть профессионалы. Специалисты не должны на постоянной основе совмещать свою должность с какой-то ещё. Необходимо заботиться о подрастающем поколении. И педагоги-психологи в образовательных организациях могут быть первым барьером, который поможет снизить уровень агрессии школьников, переориентирует детей и подростков на конструктивные формы активности, – отметил Аксененко. – Круглый стол показал, что это насущная проблема, но нужен правильный подход. Коллеги из Санкт-Петербурга говорили сегодня о том, как важно применять выверенные методики, современные технологии, учитывать индивидуальность детей. Но в первую очередь нужно достаточное финансирование, чтобы у директоров школ была возможность взять на работу специалиста-психолога на полную ставку в своё учреждение.