Сегодня школьники всей страны впервые с 2006 года написали итоговое сочинение, которое с этого года является допуском к ЕГЭ. Корреспондент Metro посетила одну из школ перед началом испытания.
В фойе гимназии № 146 собрались все одиннадцатиклассники, в руках – только ручка и паспорт. Честно признаются, что страшно.
– Мы считаем, что в этом году не нужно было вводить такое сочинение, – дружно сетует группа школьниц. – У нас не было достаточно времени на подготовку, да и готовиться пришлось практически самостоятельно.
Но не все ученики были настроены столь отрицательно по отношению к предстоящему сочинению.
– Я думаю, что это полезная затея, – рассказала Metro ученица одиннадцатого класса Анастасия Борисенко. – Наши сочинения должны быть основаны на произведениях литературы, преимущественно русских классиков. Русский человек обязан их знать, да и к тому же мы больше узнаём об истории своей страны, это тоже очень важно.
По мнению учителей, с сочинением большинство школьников справится. Однако утверждают, что двух–трёх месяцев для подготовки к сочинению явно было недостаточно, да и к тому же в программе не были выделены часы на проведение консультаций по подготовке.
– Конечно, эта информация свалилась на учеников 1 сентября как снег на голову, было мало времени на подготовку, – пообщалась с Metro директор гимназии Татьяна Матвеева. – Но если человек читающий, написать сочинение ему не составит большого труда. К тому же мы очень серьёзно подошли к проверке пробного сочинения, было много незачётов. Это детей сильно стимулировало, и они, и их родители подошли к дальнейшей подготовке крайне серьёзно.
В том, что введение такого экзамена обосновано, у учителей нет сомнений.
– Молодое поколение у нас практически не читает русскую классику. Общаясь в различных соцсетях, они совершенно разучились грамотно строить свою речь, – рассказала учительница русского языка и литературы Татьяна Худорошкова. – Поэтому это абсолютно верное и необходимое решение. Достаточно отметить, что после пробного экзамена одиннадцатиклассники сразу же пошли в библиотеки, они пошли читать.
Испытание началось в 10 утра. На написание работы отведено почти 4 часа. Темы сочинений стали известны за 15 минут до начала испытания, причем для каждого из часовых поясов они уникальны. Однако основные направления тем ребята уже знали, они к ним готовились, но точные формулировки увидели впервые. По мнению учителей, темы несложные: война, природа, нравственный выбор.
Оценивать работы будет специальная школьная комиссия учебного заведения, где проводился экзамен, по системе зачёт-незачёт, учитывая пять критериев: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность. Для получения зачёта сочинение должно соответствовать первым двум критериям, а также хотя бы одному критерию из оставшихся трёх. Объём сочинения должен составлять не менее 250 слов. Школьник может допустить до пяти ошибок на 100 слов. Получив незачёт, сочинение можно будет переписать в феврале или апреле-мае.