На прошлой неделе конгресс США подавляющим большинством голосов принял новый закон о санкциях против России. "Друг" Дональд Трамп уже заявил, что закон ему "нравится" и он его подпишет. Об этом говорится в заявлении Белого дома, распространённом ночью 28 июля по московскому времени. Эксперты вновь заговорили об ударе по российской экономике, о начале нового витка холодной войны. И действительно, Россия бряцает оружием – высылает из страны американских дипломатов, арестовывает посольскую дачу в Серебряном Бору.
Однако так ли всё критично во взаимоотношениях России и США? Да, новые санкции ещё больше уменьшают сроки финансирования: запрет на сделки и кредитование учреждений финансового сектора РФ со сроком погашения более 14 дней; для российского энергетического сектора это ограничение составит 60 дней. Но получить займы на Западе было сложно уже с 2014 года – их фактически нет. Так что это ужесточение – выстрел впустую.
На России мог бы сказаться запрет на инвестиции и покупку долей акционерного капитала или долговых инструментов лиц и компаний под санкциями, но это ещё один выстрел мимо. Проводить сейчас новый раунд приватизации бессмысленно, опыт показал, что сейчас для этого совсем неудачный момент, да и заявления о продаже госпакетов звучат от отечественных чиновников всё реже и тише.
Впрочем, есть и риски, которые заключаются в двух моментах. Во-первых, в законе предусматриваются ограничения на поставку технологий и услуг, требующихся для строительства трубопроводов. Действовать ограничения начинают в том случае, если стоимость товара превышает $1 млн или за год было поставлено на $5 млн и больше. "Турецкий поток", "Северный поток – 2", "Сахалин-2" – все они попадают под удар, если бы не одно примечание, согласно которому для ввода ограничений необходимо получить согласие неких "местных экономических агентов". И вот это сделать будет не очень просто, хотя и возможно.
Во-вторых, через 180 дней после принятия закона Минфин США должен будет обсудить с Госдепартаментом и представителями разведки возможность введения ограничений на покупку российского госдолга. Пока всё идёт к тому, что с очень большой вероятностью эти обсуждения могут закончиться новыми санкциями уже по российским долговым бумагам. Скорее всего, нашему правительству будет сложно и дорого занимать за рубежом. Из страны опять побегут западные спекулянты (может быть, это и не так плохо), в очередной раз обвалится рубль.
Но до момента введения ограничений ещё более полугода, всё может измениться. А вот что точно не изменится, так это долгая санкционная история, которая будет длиться не только при нынешнем президенте США, но, скорее всего, и при последующем.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.