Прошла холодная весна, наступило не менее зябкое лето, что, впрочем, никак не сказалось на жарких схватках экспертных групп вокруг будущей экономической программы правительства. Что делать с санкциями и контрсанкциями? Как стимулировать рост ВВП страны? Приведёт ли падение инфляции к удешевлению заёмного капитала? Как вообще создать в России национальный капитал и не зависеть от кризисов на мировых финансовых рынках?
Не так давно Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок, и Борис Титов (Столыпинский клуб) представили Владимиру Путину свои экономические программы. Президент их выслушал, но принимать конкретных решений не стал. Да и как принять решение, если, во-первых, программы во многом противоречат друг другу и предлагают разные рецепты реформ народного хозяйства, а во-вторых, у властей есть собственные планы, которые верстает специальное ведомство – Минэкономразвития. Владимир Путин уже запланировал несколько новых совещаний по стратегиям в июне-июле, но представляется, что противоречия уладить не удастся. И ждать уже времени тоже нет.
В России четвёртый год продолжают падать доходы населения (обычно это заканчивается социальными волнениями), стагнируют промышленность и сфера услуг, экономика во многом существует за счёт продажи энергоносителей, цены на которые пошли вниз. Столыпинский клуб в этой ситуации предлагает "нажать на газ" – дешёвые, целевые кредиты для предприятий, максимум льгот для несырьевых прямых инвестиций, дерегулирование и налоговые преференции для малого бизнеса. "Кудринцы" же заявляют, что "сначала стулья – потом деньги". Сперва надо закончить с макроэкономической стабилизацией, победить инфляцию, провести судебную реформу, гарантировать права собственности, и только тогда в экономику потекут (хлынут!) инвестиции. Откуда они вообще возьмутся, если Россия продолжает оставаться под санкциями? А если и появятся, то не будут ли они спекулятивными и не убегут ли из страны по первому клику мышки транснациональных банков и фондов? Экспертов это волнует мало.
Самое печальное, что либеральное крыло предлагает выходить из кризиса за счёт населения. Кудрин чётко предложил повысить пенсионный возраст, что, с одной стороны, должно снизить громадные дефициты социальных фондов, с другой – решить проблему демографической ямы 90-х годов. В России критически падает количество трудоспособного населения. Через десять-пятнадцать лет один работающий будет кормить одного пенсионера. Однако благими намерениями выложена дорога в ад. Этот ад называется демонтаж социального государства. Сегодня мы повышаем пенсионный возраст (и плевать, что российские мужчины не будут в среднем доживать до пенсии), завтра повышаем налоги и вводим новые (на недвижимость, на "тунеядцев", курортный сборы и т. д и т. п.), а послезавтра от макроэкономической стабильности не остаётся ни следа, просто потому что люди выходят на улицы.
Нужно это России? Нет, не нужно. Так, может быть, пока не поздно, прислушаться к "столыпинцам"?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.