Долгая счастливая жизнь, переложенная на российскую действительность, оказалась недолгой и несчастливой. Так получилось, это не закономерность, это частный пример...
Почему российское кино зачастую обвиняют в мрачности и депрессивности? Дескать, только русские снимают что-то подобное и показывают на международных кинофестивалях, как загибаются сельское хозяйство и народ в глубинке. И вообще, современный отечественный кинопродукт – совершеннейшее, простите, дерьмо.
Подобное заблуждение наших соотечественников, как бы странно это сейчас ни прозвучало, примерно из той же оперы, что и повсеместная вера иностранцев, согласно которой русские постоянно пьют водку. Везде, по любому случаю! Чуть ли не на завтрак... Именно такое мнение в очередной раз (а ведь от него уже давно тошнит) мы услышали в кинозале на каком-то фильме – совсем даже не отечественного производства, просто так совпало. Мужичок-немец монотонно вдалбливал в нас свой монолог, завершив его удивленным: «Неужели русские не пьют по утрам водку? Ну, я был в России, мне предлагали на завтрак». Также бессильно остается развести руками на безапелляционное мнение: «Ну русские же постоянно снимают какую-то чернуху для фестивалей».
«Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова вроде бы фильм той же породы. Про горе-бизнесмена Сашу, ставшего затем горе-убийцей. Хотя почему «горе»? Вполне себе состоявшимся! На фильм пришло масса народа разных национальностей и вероисповеданий. Немцы, французы, итальянцы, китайцы... Не знаю уж, чего ждали – какого-то откровения, прорыва, артхауса или, быть может, как считают некоторые, провала. Однако приняли картину хорошо, несмотря на опасения режиссера Бориса Хлебникова (Борис думал, что у него получилась сугубо русская история, которую не поймут иностранцы).
Правда, действительно, в какой-то момент удивленно переглядывались с оказавшимися рядом русскими и задавали до боли наивный вопрос: «А что, у вас сейчас все действительно так?» Да, так! Где-то там, в глубинке. И не надо врать себе, отрицательно отвечая на это. Кто-то пьет на завтрак водку, кто-то не может противостоять системе. Кто-то, такой как главный герой «Долгой и счастливой жизни» Саша, хочет как лучше, а получается как всегда. Он бы и рад закрыть свою горе-ферму, получить компенсацию и отдать деньги, взятые в кредит, но ведь «люди же хотят иначе». Они его подбадривают, уговаривают пойти против всех, а потом сами же от него отворачиваются и чуть ли не обвиняют во всех смертных грехах. И таких «героев», как Саша, полно во всем мире. Наивных, в какой-то момент оказывающихся перед выбором, вынужденных принять решение. В общем-то новый фильм сценариста Мэтта Деймона «Земля обетованная» тоже об этом. Он тоже о проблемах мелкого бизнеса в глубинке. Хотя Деймон особенно подчеркнул: гораздо важнее в его картине мысль, что выбор совершает сам человек. О чем и речь...