Моего мужа отправили в командировку в Череповец, и я поехала с ним. Раньше об этом городе я знала лишь, что там делают спички и живут поэты – оттуда Александр Башлачёв и моя знакомая, которая пишет стихи. В ожидании поездки мы стали изучать местные достопримечательности. Но вместо рассказа о памятниках и музеях наткнулись на информацию, что Череповец занимает второе место в рейтинге самых грязных городов России и называют его – город-завод.
"Ну, может, не всё так страшно?" – подумала я. Вечно эти экологи поднимают панику зазря. А нам, простым смертным, тревожно, конечно, но по большому счёту до этого дела нет. Пока ты своим носом не почуешь те самые наивреднейшие выбросы, то и не поверишь, что они есть.
В Череповец мы рванули на машине. Дорога из Питера заняла около восьми часов. Мы выдвинулись в путь вечером, поэтому приехали далеко за полночь. На въезде в город я увидела вдали яркие огоньки. "Дома уже видно", – оповестила я мужа.
Но чем больше я вглядывалась, тем сильнее меня накрывало какое-то странное чувство. В квартирах не бывает такого жёлтого, сверкающего в буквальном смысле слова света, да и неужели в городе с населением в 300 тысяч человек в три ночи никто не спит? А затем я вдруг увидела еле заметные очертания труб, которых там было больше десятка. Из них валил густой серый дым, заполонивший небо, словно туман. И я с ужасом осознала, что вся эта огромная территория, размером, наверное, с жилой квартал – не что иное, как завод!
Дальше визуальный шок сменился обонятельным. Как только мы приблизились, в машине поднялась жуткая вонь – запахло жжёной резиной. Аромат был таким ядрёным, что мне пришлось закрыть нос курткой. До отеля оставалось 7 км. Учитывая размеры завода, это ничтожно мало: едва ли такое амбре рассеется в одно мгновение. Мы продвигались вперед, но запах не уходил. Я даже испугалась, что этот смрад стоит по всему городу и нам придётся нюхать его два дня. От безвыходности положения меня снова накрыла волна ужаса. Я стала накидывать варианты спасения: тканевая маска, респиратор, противогаз… Километр за километром мы приближались к точке назначения, но запах не ослабевал. Вот уже на улице показались жилые многоэтажки. Промзона закончилась, а заводской душок никуда не делся!
До отеля оставались последние 2 км. Я уже предвкушала эти адские выходные в городе металлургов, попутно вспоминая способы очистки организма от токсинов: кардиотренировки, сауна, вода... Мы подъехали к отелю. Я нехотя вышла из машины и очень осторожно, маленькими порциями вдохнула воздух: пахло нормально. Мы взглянули друг на друга с облегчением.
Конечно, отсутствие жжёных "ноток" ничего не означает. Совершенно очевидно, что если за два километра отсюда пахнет так, будто завод дымит у тебя в лёгких, то и здесь воздух не идеальный. Начальник мужа, кстати, услышав про вонь в Череповце, сказал: "Я как-то был в командировке в Норильске. Там воздух не пахнет, зато во рту чувствуется привкус металла".
Что касается Череповца, то, мне кажется, бесплатное молоко здесь должны выдавать не только работникам заводов, но и обычным горожанам. А ещё нелишним будет запастись противогазами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.