Песенный конкурс "Евровидение" не является для меня каким-то чужим и максимально далёким явлением, о котором вспоминаешь единожды только "благодаря" навязчивой рекламе. По долгу службы я освещал это мероприятие четыре года подряд. По зову сердца смотрел в детстве и в студенчестве, когда из-за победы Димы Билана конкурс приехал в Москву. В российской столице "Евровидение" удалось на все сто: были яркие номера, необычные голоса и до последнего жила интрига. Теперь же на первый план вышли совершенно другие вещи.
Во время общения с многолетним комментатором "Евровидения" Яной Чуриковой я высказал ей мысль, что конкурс в последние годы постепенно деградирует и становится абсолютно неинтересным, она решила меня переубедить. Босс русского MTV тогда сказала, что никакой деградации нет, любопытные исполнители периодически попадаются (и это необязательно победители), а ещё конкурс всегда приводит к большой движухе в городе, где он проходит. Но как полгода назад, так и сейчас позиция Чуриковой мне не близка.
Главная проблема – "Евровидение" уже давно не состязание сильнейших, а своего рода "междусобойчик". Изначально задумывалось, что в конкурсе будут соревноваться лучшие исполнители из европейских стран, которые либо прошли через сито национального отбора, либо были назначены той или иной страной по каким-то другим, желательно объективным, критериям. Сейчас на "Евровидении" выступают…австралийцы, а участники отбираются по странным принципам. В нашей стране через открытые состязания на "Евровидение" в последний раз поехали "Бурановские бабушки" в 2012 году. Все последующие годы артистов назначали. Не пускают в страну проведения конкурса? Поедешь через год.
Второй важный момент – "Евровидение" с каждым годом всё больше начинают разбирать не с музыкальной точки зрения, а преимущественно с политической. Безусловно, конкурс с момента своего основания не оставался в стороне от международной политической повестки, но сейчас исполнителей с ярко выраженной политической позицией всё больше – и это порядком раздражает. В этом году на "Евровидение" приехала исландская группа "Хатари", участники которой перед отправлением в Тель-Авив сообщили на местном телевидении, что поддерживают независимость Палестины и презирают израильские власти. На конкурсе исландцы представили песню "Ненависть победит". Речь в композиции шла о том, что рано или поздно в европейских странах силы зла одолеют силы добра.
Не стоит забывать и про "соседское голосование" между странами и возрастающую от конкурса к конкурсу поддержку ЛГБТ-сообщества. В Израиле одним из ведущих выбрали Асси Азара – активного борца за права секс-меньшинств и открытого гомосексуалиста, а в трансляции одного из полуфиналов в кадр крупным планом попали целующиеся мужчины. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это просто факт.
Хочется напомнить, что "Евровидение" – это прежде всего песенный конкурс. И очень здорово, что последний победитель конкурса – представитель Нидерландов Дункан Лоуренс – покорил зрителей и жюри именно за счёт своего голоса и прекрасной лирической композиции, которую исполнил сидя за роялем. Его номер был прост и музыкален. Победа Лоуренса даёт надежду, что исполнительское мастерство на конкурсе ещё будет востребовано, а песни будут способны врезаться в память...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.