25 июля (1991) день смерти Лазаря Кагановича. Он родился 22 ноября 1893 года в деревне Кабаны Киевской губернии в бедной еврейской семье. В 13 лет уехал на заработки в Киев, а в 1911 году был вовлечён в революционное движение и вступил в большевистскую партию. В 1917 году он принял активное участие в большевистском перевороте, а затем стал одним из создателей Красной армии. В 1925 году Сталин назначил Кагановича генсеком ЦК партии Украины, и с тех пор он был одним из главных приспешников диктатора.

С 1930 по 1935 год Каганович руководил Комиссией партийного контроля при ЦК ВКП(б) и являлся первым секретарём Московского комитета ВКП(б). На этом посту он отвечал за изменение облика Москвы. Он желал построить "идеальный город будущего" и поэтому инициировал разрушение многих старых районов, церквей и зданий, в том числе и снос храма Христа Спасителя.

В конце февраля 1935 года  Каганович был назначен наркомом путей сообщения СССР, продолжив уделять особое внимание контролю за строительством Московского метрополитена, одним из руководителей которого являлся с 1932 года. Благодаря его руководству первая линия метро была запущена уже в 1935 году. Московский метрополитен носил его имя в период с 1935 по 1955 год. В ноябре 1955 года Московский метрополитен получил имя Ленина, а в честь Кагановича наименовали станцию "Охотный Ряд".

В 1942 году Каганович был членом Военного совета Северо-Кавказского фронта. А мой отец, Виктор Ардов, был сотрудником фронтовой газеты, и в этом качестве он присутствовал на проводимом Кагановичем  "слёте бойцов-отличников". Многие из них задавали один и тот же вопрос: "Когда будет открыт второй фронт?" И вот что по этому поводу сказал Каганович: "Открытие второго фронта зависит от одного человека – от Черчилля. Вот если бы он был членом нашей партии, мы с товарищем Сталиным вызвали бы его в Кремль и сказали: "Или открывай второй фронт, или клади партбилет на стол". А так что мы можем сделать?"

Политическая карьера Кагановича закончилась в 1957 году, когда он, Маленков и Молотов попытались свергнуть Хрущёва. Но Никита Сергеевич оказался проворнее их, он спешно организовал Пленум ЦК, на котором его враги были объявлены "антипартийной группой". Их сообщником оказался некий Шепилов – кандидат в члены Политбюро. А после победы Хрущёва началась пропагандистская кампания по радио и во всех газетах, там то и дело встречалась такая формулировка – "Маленков, Молотов, Каганович и примкнувший к ним Шепилов". В те дни кто-то придумал такую шутку: "Самая длинная русская фамилия – Ипримкнувшийкнимшепилов".

И тут начались переименования многочисленных городов, посёлков и учреждений, которые были названы в честь этих сталинских приспешников. Разумеется, и станция московского метро перестала носить имя Кагановича. Мне вспоминается тогдашний анекдот: "В одесском порту у причала стоит большой красивый корабль, а на борту надпись – "Сергей Есенин". Мимо проходит молодая женщина с ребёнком. Мальчик читает наименование по складам и спрашивает: "Мам, кто такой Сергей Есенин?" Мать отвечает: "Отстань, я не знаю". В разговор вмешивается пожилая одесситка: "Простите, мадам. Вы можете этого не знать, но ребёнок это знать обязан. Запомни, детка, "Сергей Есенин" – это бывший "Лазарь Каганович".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.