Юрий Борисович Левитан родился 2 октября 1914 года в городе Владимире. В детстве его прозвали Трубой за то, что он был обладателем зычного голоса.
В 17 лет Левитан приехал в Москву с намерением стать знаменитым артистом. Он поступал в кинотехникум, но его туда не приняли за то, что он, как уроженец Владимира, окал. Но тут ему попалось объявление о наборе в группу радиодикторов, и он решил испытать судьбу ещё раз. И тогда он был зачислен в группу стажёров Радиокомитета. А потом ему невероятно повезло. Сам Сталин однажды ночью услышал, как Левитан читал передовицу из "Правды". И он немедленно позвонил в Радиокомитет и приказал, чтобы его доклад на XVII съезде партии был бы озвучен этим голосом.
В годы войны Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы самого Верховного главнокомандующего, так что его голос стал знаком каждому жителю страны. Осенью сорок первого Левитан был эвакуирован в Свердловск. Вести вещание из столицы к этому времени стало невозможно, все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись зримыми ориентирами для немецких бомбардировщиков. А в марте 1943 года Юрия Левитана перевезли в Куйбышев, именно там разместили Радиокомитет.
С годами голос Левитана стал неотъемлемой частью советской жизни, и он оказывал на слушателей эмоциональное воздействие. Почти 50 лет Левитан читал важнейшие политические документы, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского дворца съездов, участвовал в озвучивании художественных фильмов... В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в День радио, 7 мая 2015 года, в сквере на углу улицы Диктора Левитана и проспекта Ленина во Владимире открыт памятник Юрию Левитану работы скульптора Игоря Черноглазова и архитектора Евгения Усенко.
Должен сказать, у меня был случай познакомиться с легендарным диктором. Это произошло в Коктебеле в 1962 году. Я жил в доме Габричевского и Северцовой. И вот жарким сентябрьским днём туда пришла телеграмма из Москвы, в которой сообщалось, что знаменитый советский драматург Николай Фёдорович Погодин находится при смерти. Депешу принесли в дом Габричевских, поскольку сын Погодина Олег Стукалов был женат на их воспитаннице Ольге. И тут же начались хлопоты, необходимо было достать для Олега билет на самолёт, а это в те времена и в то время года было совсем непросто. Но тут кому-то пришла в голову идея: привлечь к делу Левитана – он в те дни находился в Доме творчества Литфонда. И вот писатели под руки ввели легендарного диктора на почту. Мне в тот момент вспомнился Гоголь, казалось, что сейчас Левитан скажет "подземным голосом": "Разомкните мне губы!" Между тем телефонистка набрала номер начальника аэропорта в Симферополе. Диктор взял трубку, и все мы услышали тот самый голос... Он сказал: "Говорит Левитан... Вы меня узнаёте?" Дело было улажено в две минуты, и Олег улетел к умирающему отцу.
А ещё я хочу здесь привести шутку композитора Никиты Богословского. Он говорил Левитану: "Юра, когда ты умрёшь, врач отделит твоё горло, и его отправят в Институт мозга".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.