7 июня – день смерти Анны Петровны Керн (1879 г.). Она была не только ценительницей поэзии, но и мемуаристкой, в частности написала воспоминания о Пушкине. И там при многих неточностях есть весьма живые сценки.
Она пишет: "У Олениных ужинали на маленьких столиках... За ужином Пушкин уселся с братом моим позади меня и старался обратить на себя моё внимание льстивыми возгласами, как например: "Можно ли быть такой прелестной?" Потом завязался между ними шутливый разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду и кто попадёт в рай. Пушкин сказал брату: "Во всяком случае в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады. Спроси у m-me Керн, хотела бы она попасть в ад?" Я отвечала очень серьёзно и несколько сухо, что в ад не желаю. "Ну, как же ты теперь, Пушкин?" – спросил брат. "Я раздумал, – ответил поэт. – Я в ад не хочу, хотя там и будут хорошенькие женщины..."
И ещё один пассаж: "Восхищённая Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время
пребывания моего в доме тётки моей, в Тригорском, в 1825 году в июне месяце. Вот как это было: мы сидели за обедом, как вдруг вошёл Пушкин с большой толстой палкой в руках. Он после часто к нам являлся во время обеда, но не садился за стол; он обедал у себя, гораздо раньше, и ел очень мало. Приходил он всегда с большими дворовыми собаками. Тётушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту".
Я когда-то прочёл, что она утверждала, будто никогда не была с Пушкиным наедине. Только один раз они вдвоём ехали в карете, но это было во время чьих-то похорон – впереди катилась повозка с гробом. Но Пушкин собственноручно это утверждение опроверг. В феврале 1828 года он писал своему другу Сергею Соболевскому: "Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую я на днях... (Тут следует нецензурное слово.)
Существует легенда и о последней "встрече" Анны Петровны с Пушкиным. Якобы когда траурная процессия с её гробом проезжала по Тверскому бульвару, на нём как раз устанавливали памятник великому поэту.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.