У меня есть замечательная книга – "Царствование императора Николая II", автор – профессор Сергей Сергеевич Ольденбург. Он писал это в середине 20-х годов, изучив копии подлинных документов, которые хранились в Российском посольстве в Париже. Одно из самых впечатляющих мест в повествовании Ольденбурга относится к Кровавому воскресению, 22 (9) января 1904 года. Я предлагаю читателям выдержки из этой книги.
"Идея похода к Зимнему дворцу принадлежала Гапону и его окружению, а петицию помогали составлять социал-демократы. Уже из этого видно, что не могло быть речи о "порыве народа к своему царю".
"Там выдвигались требования: "Немедленно повели созвать представителей земли Русской... Повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов..." Затем было ещё тринадцать пунктов, в том числе все свободы, равенство без различия вероисповедания и национальности, ответственность министров "перед народом"... Перечисление требований кончалось словами: "Повели и поклянись исполнить их... А не повелишь, не отзовёшься на нашу просьбу – мы умрём здесь на этой площади перед твоим дворцом".
"Руководители движения весь день 8 января объезжали город и на несчётных митингах призывали народ идти к дворцу. Там, где Гапон сомневался в аудитории, он успокаивал, говоря, что никакой опасности нет, что царь примет петицию и всё будет хорошо. Там, где настроение было более революционным, он говорил, что, если царь не примет требований рабочих, "тогда нет у нас царя", и толпа ему вторила".
"9 января было воскресеньем. Рабочие шествия выступили с расчётом, чтобы сойтись к двум часам у Зимнего дворца.
Некоторые шествия представляли собою толпу в несколько десятков тысяч человек: всего в них участвовало до трёхсот тысяч. Когда шествие от Нарвской заставы во главе с самим Гапоном подошло к Обводному каналу, путь ему преградила цепь солдат. Толпа, несмотря на предупреждения, двинулась вперёд, подняв плакат "Солдаты, не стреляйте в народ". Дан был сначала холостой залп. Ряды рабочих дрогнули, но руководители с пением двинулись дальше и повлекли за собой толпу. Тогда был дан настоящий залп. Несколько десятков человек было убито или ранено. Гапон упал на землю; прошёл слух, что он убит; но помощники быстро перекинули его через забор, и он благополучно скрылся. Толпа в беспорядке отхлынула назад. И на Шлиссельбургском тракте, и на Васильевском острове, и на Выборгской стороне – всюду с небольшими вариациями происходило то же, что и у Нарвской заставы: демонстранты доходили до кордона войск, отказывались разойтись, не отступали при холостых залпах и рассеивались, когда войска открывали огонь".
"Молва тотчас же приумножила число жертв. По официальной сводке, появившейся позже, убито было 130 человек и ранено несколько сот. Если бы толпе удалось овладеть центром города, число жертв было бы, вероятно, во много раз больше. Но дело было не в числе жертв, а в самом факте массового народного движения против власти, столкновения толпы с войсками на улицах столицы".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.