6 июня (по старому стилю) 1880 года в Москве был открыт памятник Александру Пушкину.
Этот монумент работы Александра Опекушина долгое время стоял в начале Тверского бульвара. Но в 1950 году по личному желанию Сталина его переместили на противоположную сторону площади. Есть сведения, что в те дни, когда памятник устанавливали, мимо этого места провезли гроб, в котором лежало тело Анны Петровны Керн.
Памятник на Тверском бульваре был любим москвичами, и не только в старой России, но и при советской власти. Об этом свидетельствовал Корней Чуковский, в своей книге "Живой как жизнь" он писал: "Маяковский, например, рассказывал мне, будто молодые москвички, назначая рандеву своим поклонникам, произносят два слова: "Твербуль, Пампуш". И те будто хорошо понимают, что так называется популярное место любовных свиданий – Тверской бульвар, памятник Пушкину.
Этот Твербуль Пампуш был мне особенно мил, потому что в нём слышалось что-то украинское: в связи с этими словами возникают и Тарас Бульба, и вкусные жареные пампушки. В 1920-х годах в Москве существовало двустишье:
На Твербуле у Пампуша
Ждёт меня милаша Груша".
Я вспоминаю, как одна неумная дама, знакомая моей матери, говорила, что считает Пушкина нескромным человеком, поcкольку он написал стихотворение "Памятник". Услышав такое мнение, Ахматова поговорила с ней, и мне запомнились слова Анны Андреевны: "Я, конечно, объяснила ей, что "Памятник" был написан в такое время, когда все журналы ругательски ругали Пушкина".
Свидетельством того, как москвичи памятник Пушкину полюбили, является множество шуток и анекдотов, связанных с этим местом. Один старый москвич мне рассказывал: "В 1918 году возле памятника Пушкину беспрерывно шли митинги. И почти все участники грызли семечки. А поскольку в те дни Москву никто не убирал, возле монумента была шелуха, слой которой доходил до нескольких сантиметров".
А совсем близко от бульвара, в Малом Гнездниковском переулке, располагалось кабаре "Летучая мышь". Хозяин этого заведения Никита Балиев в своих выступлениях говорил: "Великий поэт писал о своём памятнике: "К нему не зарастёт народная тропа". А мы теперь можем сказать: если и зарастёт, то, скорее всего, подсолнухами".
В 1932 году в СССР учреждено почётное звание "Ворошиловский стрелок". Со временем число таковых стало измеряться миллионами. И вот возник анекдот: "Два ворошиловских стрелка стоят у памятника Пушкину, и между ними происходит разговор:
– Это кому памятник?
– Поэту Пушкину.
– А почему же памятник ему? Ведь попал-то в цель Дантес".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.