12 июля (1884 г.) – день рождения Амедео Модильяни. Так сложилась моя жизнь, что я с отроческих лет имел некоторое понятие о нём и имел возможность любоваться одним из его рисунков. Это потому, что квартира моих родителей на Большой Ордынке была, как мы выражались, московским домом Анны Ахматовой. И вот сразу же после войны она повесила над своей тахтой фотокопию рисунка, который висел над её кроватью в Питере. Она не скрывала, что в начале ХХ века у неё с Модильяни был роман. Сохранились и опубликованы воспоминания Ахматовой о великом художнике. Я хочу предложить читателям небольшие отрывки из этих мемуаров:
"Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, – эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие "ню".
"Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: всё, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыхание искусства ещё не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, лёгкий предрассветный час. Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И всё божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живёт. Как художник он не имел и тени признания".
"Он казался мне окружённым плотным кольцом одиночества. Не помню, чтобы он с кем-нибудь раскланивался в Люксембургском саду или в Латинском квартале, где все более или менее знали друг друга. Я не слышала от него ни одного имени знакомого, друга или художника, и я не слышала от него ни одной шутки".
"Модильяни любил ночами бродить по Парижу, и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами".
"Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки (например, в "Аполлоне" 1911 г.). Над "аполлоновской" живописью ("Мир искусства") Модильяни откровенно смеялся..."
И последнее... Амедео Модильяни прожил в нищете всю свою жизнь. Он бы никогда не подумал, что в будущем за его картины люди будут выкладывать огромные деньги. Не так давно, в 2014 году, его картина "Мальчик в голубом пиджаке" была продана на одном из аукционов более чем за 11 млн долларов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.