Мне одна знакомая рассказала такую историю: один эмигрант проболтался своим голландским соседям, что он нелегально работает. Голландцы на него телегу куда надо накатали. В итоге товарищу, который получал зарплату в сером конверте, "отказали от места" в Голландии.
Русская барышня, которая мне об этом поведала, была в шоке и долго возмущалась, общаясь на эту тему со своим голландским мужем. "Да где у доносчика совесть? Да как так можно?" – вопрошала она. Супруг, растерявшийся под таким напором, молчал.
А я подумала, что судим мы исходя только из собственного менталитета, из того, что принято считать правильным и неправильным в нашей стране. Для нас сложно оправдать даже тех, что писали доносы на своих друзей, сослуживцев, соседей в НКВД под угрозой смерти близких в страшные сталинские времена. А уж понять сытого европейца, стучащего просто так, нет никакой человеческой возможности. Но это только для нас он пишет кляузы от нечего делать, оттого, что он подлый, а что думает сам голландский Павлик Морозов?
Ну, во-первых, он законопослушен. Во-вторых, сознателен и ответственен, а потому не может наблюдать, как попирается закон. В-третьих, он платит нехилые налоги – целую треть зарплаты, почему он должен отсчитывать евро в казну, а кто-то нет? Почему он должен скидываться на ремонт дорог, больниц и прочего, а нелегал нет? Я сейчас доносчика не оправдываю, но ведь в его действиях есть своя правда. Не могу сказать, что в голландском обществе нормально быть наушником. Но к этому совершенно точно относятся иначе, чем в России. Я вполне могу понять почему.
Процент ябед здесь выше. "Я этого не понимаю, это что-то нездоровое, – сказал мне один голландец, услышав вышеописанную историю. – Но около половины голландцев могут сделать так же". То есть донести на того эмигранта. Именно поэтому я не рассматриваю варианты нелегальных подработок в Голландии. А их было достаточно.
К примеру, мне предлагали устроиться гидом без оформления в одно туристическое агентство. Примечательно, что оно русское. Но, несмотря на то что специфика деятельности мне нравится, я отказала. Было ещё предложение от одной индонезийки, которая занимается производством мебели. Ей нужна была помощница. Но и на него я ответила: "Нет". Семейный совет был коротким. Мой голландский муж высказался предельно чётко: "Нам не нужны проблемы с законом!" И я с ним сразу же согласилась.
Подавляющее большинство голландского общества уважает закон. Нидерланды не зря находятся в первой десятке стран антикоррупционного рейтинга. И я не могу сказать, что мне это не нравится.
Мнение автора
может не совпадать
с мнением редакции.