Подходит к концу непростой 2019 год – можно начинать подводить предварительные итоги и строить прогнозы.
Финальных цифр, разумеется, ещё нет, но эксперты сходятся во мнении, что темпы роста экономики России по итогам 2019 года составят 0,8–1%. Наибольший подъём показывают сельское хозяйство, оптовые продажи, торговля углеводородами. Хуже других себя чувствуют розничная торговля, промышленное производство.
Вряд ли столь скромный рост ВВП можно отнести к заслуге властей. Впрочем, есть и достижения. Во-первых, падающая инфляция (ниже 4% по итогам года). Во-вторых (во многом благодаря хорошей динамике с ценами), снижающаяся ключевая ставка Центрального банка. Можно ожидать, что и в следующем году стоимость заёмного капитала в России будет падать. Дешёвая ипотека, в свою очередь, должна придать импульс таким отраслям, как строительство, торговля...
По нашим прогнозам, первая половина 2020 года должна выдаться благоприятной для российской экономики. И связано это будет с ожидаемым ростом цен на нефть. Дело в том, что Федеральная резервная система США (как и другие мировые центробанки) активно накачивает финансовую систему денежной ликвидностью. Это не может не сказаться на ценах на нефть, которые вполне могут закрепиться выше отметки 70 долларов за баррель марки Brent. В свою очередь приток неф-тедолларов поможет российскому бюджету, более 40% доходов которого формируются благодаря налогам на углеводороды. По цепочке повышенные доходы и повышенные расходы бюджета приведут к ускорению роста ВВП на 0,5–1%.
Ограничивающее влияние на валовый продукт могут иметь новые западные санкции, следующая волна которой не за горами. Впрочем, ожидать каких-либо серьёзных санкций (вроде отключения России от международной системы расчётов) не приходится. Надо признать, что наши власти застраховали себя от каких-либо кардинальных сценариев. Золотовалютные резервы страны приближаются к историческому максимуму, запущены "дублирующие" механизмы вроде платёжной системы "Мир", а также система передачи финансовых сообщений (СПФС).
Что касается мирового финансового кризиса, то он, разумеется, не за горами. После выборов президента США ФРС вернётся к жёсткой денежно-кредитной политике. Кроме того, так и нерешённым остаётся вопрос торговой войны между Штатами и Китаем. Всё это создаёт серьёзные предпосылки для новых штормов на ведущих биржевых площадках.
Кризис 2008 года (а также 2014-го) показывает, что, как только начинается буря в западной финансовой системе, она тут же приходит и в Россию – в первую очередь на валютный рынок. Пока длительный коридор курса национальной валюты 62 на 65 рублей за один американский доллар выглядит устойчивым. Но будет ли он таким, когда начнутся кризисные явления в мировой экономике? Ответ на этот вопрос даст нам 2020 год.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.