Традиционный февральский грипп наравне с наводнениями и специфической погодой издавна входит в набор исконных петербургских бедствий. Но история Петербурга знала и куда более серьёзные эпидемии. Об этом Metro рассказал историк и публицист Артём Кирпичёнок
Самая страшная и знаменитая пандемия средневековья – чума, к счастью миновала наш город. В 1770-1772 гг. эта болезнь была занесена в Россию из Северного Причерноморья. Чума убила десятки тысяч людей в Москве и вызвала там бунт, но власти предприняли необходимые меры, чтобы "чёрная смерть" не добралась до столицы. Все подъезды к Петербургу были блокированы войсками и карантинами и чума до Петербурга не дошла.
В 1899 году в кронштадтском форту "Александр I” стала работать Особая лаборатория по производству противочумной вакцины. Несмотря на строгие меры безопасности в 1904 и 1907 годах на режимном объекте произошли две вспышки чумы повлекшие за собой человеческие жертвы, но болезнь так и не вышла за стены изолированного форта получившего неофициальное название "Чумной".
Не миновала наш город знаменитая "испанка" - эпидемия гриппа, поразившая мир в 1919 году после Первой мировой войны. На фоне бедствий, разрухи и гражданской войны эта пандемия не оставила заметных следов в коллективной памяти горожан, хотя для борьбы с ней были предписаны самые суровые меры. Для больных гриппом были выделены отдельные палаты, а гражданских и военных служащих обязали носить маски. Среди жертв испанки был военный инженер Л.П. Капица, отец известного академика Петра Капицы.
Но самой серьезной проблемой Петербурга стали регулярные эпидемии холеры. Их причиной была некачественная вода и находившаяся в зачаточном виде система канализации. Самая серьезная вспышка холеры произошла летом 1831 года. Обезумевшие люди распространяли слухи, что болезнь является результатом происков докторов и поляков. Город был блокирован войсками, а полиция зачастую хватала случайных людей и тащила их в карантин. Все это в итоге привело к бунту 22 июня 1831 года на Сенной площади, который подавлен силами гвардии. Монархическая легенда гласит, что беспорядки были усмирены лично императором Николаем I, скомандовавшим толпе: "На колени!".
Но холера возвращалась в Петербург не раз. Именно от нее, скорее всего, скончался в 1893 году композитор Петр Ильич Чайковский, выпив стакан некипяченой воды на углу Мойки и Невского проспекта.
В 1908 году во время очередной эпидемии холеры в столице умерло 4 тысячи человек. Покончить с этим злом удалось только в советское время.