19 августа – это особая дата в истории одной из известнейших церквей нашего города – Спасо-Преображенского собора. Именно в этот день 190 лет назад, в 1829 году, храм был восстановлен после катастрофического пожара 1825 года. Работами руководил выдающийся мастер русского классицизма Василий Стасов, придавший собору неповторимый облик. Купола отливают воронёной сталью и напоминают шеломы древних воинов, церковная ограда составлена из трофейных турецких орудий, алтарь напоминает триумфальную арку. Всё говорит о том, что перед нами памятник славы русского оружия – полковая церковь лейб-гвардии Преображенского полка, ведущего свою историю от «потешных» Петра I.
Но, прогуливаясь вокруг собора на Преображенской площади, стоит вспомнить не только о громе пушек и ратной сечи. «Храм всей гвардии» – это ещё и уникальный памятник романтической эпохе дворцовых переворотов XVIII века. По мнению многих историков, построен он именно на том самом месте, куда 25 ноября 1741 года прибыла царевна Елизавета Петровна и со словами «Ребята, вы знаете, чья я дочь!» вдохновила своих сторонников для захвата трона. Ну а уже спустя несколько дней «1741 года декабря 7 дня Ея Императорское Величество, будучи в новопостроенных лейб-гвардии Преображенского полка солдатских слободах, соизволила высочайше указать: на том месте, где гренадерской роты была съезжая, построить каменную церковь во имя Спаса Преображения Господня…»
На долгие десятилетия Спасо-Преображенский собор стал доминантой Литейной части Петербурга. До середины XIX века большинство зданий города не превышали двух этажей, и купола храма были прекрасно видны за сотни метров. Для горожан собор ассоциировался с августовским праздником Преображения Господня, привлекавшим множество людей. Как писала газета «Сын Отечества»: «Площадка Спаса-Преображения с раннего утра занята была торговцами, преимущественно с плодами и сотовым мёдом. Как собор, так и ограда были переполнены публикой, – после обедни и освящения плодов начиналось народное гуляние. Публика, несмотря на запрещение, преспокойно разместилась на траве в ограде».
До революции в Спасо-Преображенском соборе хранились многочисленные воинские реликвии – трофейные знамёна, оружие, личные вещи императоров. Сегодня эти предметы переданы в различные музеи, но посетители храма могут и сейчас справа от алтаря видеть уникальную историческую и религиозную святыню – икону Спаса Нерукотворного, принадлежавшую самому Петру I. По преданию, образ сопровождал царя в Полтавской битве, он же был у изголовья императора на его смертном одре. До революции икона хранилась в Домике Петра I, и петербургские студенты имели обыкновение молиться перед ней накануне экзаменов…
Свой – и весьма неожиданный – след храм оставил в отечественной литературе. В дни блокады Ленинграда в подвале располагалось бомбоубежище, где укрывалась и семья поэта Иосифа Бродского. В то время будущему лауреату Нобелевской премии было всего несколько месяцев, и родители клали ребёнка в ящик для сбора пожертвований.
Первый храм русской гвардии, памятник бурным событиям прошлого, религиозный центр Литейной части, хранилище реликвий… История Спасо-Преображенского собора продолжается вместе с историей нашего города и каждый день пополняется новыми главами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.