В некоторых городах есть "нехорошие" квартиры, а в Петербурге есть целый "нехороший мост" – Литейный. Подробнее об истории моста - колумнист Metro - публицист Артём Кирпичёнок
В октябре 2019 года Литейному мосту исполняется 140 лет. Легенда гласит, что некогда на его месте стоял языческий камень Атакан, на котором идолопоклонники приносили кровавые жертвы. Когда Пётр I основал Петербург, он столкнул камень в реку, но осадочек, как говорится, остался... В XVIII и XIX веках в туман и плохую погоду люди якобы видели на месте нынешнего Литейного моста мост-призрак, поднимались на него и исчезали без следа...
В 1865 году городские власти подняли вопрос о строительстве второго постоянного моста через Неву. Большинством голосов было принято решение, что он должен связать Литейную часть и Выборгскую сторону. Первоначально для моста был выбран английский проект под девизом "Вестминстер", но в дальнейшем предпочтение было отданное работе российского инженера Аманда Струве.
Уже в процессе строительства мост подтвердил свою "сомнительную" репутацию. Большая глубина Невы на месте стройки и мягкий грунт реки замедляли работы. 16 сентября 1876 года вода затопила кессон, служивший фундаментом для быков моста. Погибли 5 землекопов. Год спустя взрыв в другом кессоне унёс жизни более 20 человек.
Но несмотря на все трудности, осенью 1879 года Литейный мост был завершён. Хотя некоторое время мост носил название Александровский, в честь императора Александра II, это название не прижилось. В феврале 1917 года Литейный мост стал одной из площадок, на которых развивалась драма Февральской революции. По народной легенде, именно на нём соединились колонны рабочих с Выборгской стороны и восставшие солдаты Литовского и Волынского полков.
Преграждавшие им путь жандармы были немедленно брошены в прорубь. В целом, конечно, всё так и было, за исключением малозначительного факта, что жертвой был не жандарм, а полицейский, один, а не все, и он был застрелен, а не кинут в прорубь.
В 1966–1967 годах мост реконструировали. В частности, был переделан разводной механизм. Немногие знают, что в первых постоянных мостах на Неве пролёты не поднимались вверх, а отодвигались в сторону, что, конечно, смотрелось не так эффектно. И лишь только после реконструкции конца 60-х город обрёл "взлетевшие над Невой мосты".
Впрочем, на мистической репутации моста реконструкция никак не отразилась. В августе 2002 года в опору Литейного моста врезался сухогруз "Каунас". Судно немедленно затонуло. А летом 2010 года разводной пролёт этой переправы стал площадкой для перформанса арт-группы "Война", за который она удостоилась премии "Инновация" Министерства культуры.
Однако горожане не слишком озабочены тайнами Литейного моста и каждое утро без страха едут по нему на работу в центр, создавая порой довольно серьёзные пробки.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.