30 лет назад канадско-ямайский бегун Бен Джонсон потряс мир на летней Олимпиаде в Сеуле.
Темнокожий парень с золотой цепочкой на бычьей шее и огромными мускулами по всему телу вышел на беговую дорожку, чтобы стать самым быстрым человеком планеты. Его конкурентом был американец Карл Льюис, икона стиля, любимец женщин и уже тогда четырёхкратный олимпийский чемпион в прыжках в длину и беге.
Великий Карл выглядел излишне нервным и всё косился в сторону Большого Бена, который невозмутимо готовился к стометровке. Первые секунды Льюис бежал с ним вровень, но в какой-то момент все увидели чёрную молнию, пронзившую финишную черту. Результат чемпиона был колоссален – 9,79 секунды.
После церемонии награждения Джонсон отправился в комнатку для сдачи анализов, с гордостью показывая всем золотую медаль. Там уже находился странный парень по имени Андре Джексон. Триумфатор выпил с ним пива – стандартная процедура. Чемпион заметил, что у пенного напитка был странный привкус, но не придал этому значения.
После победы весь мир готов был носить Джонсона на руках, ему позвонил премьер-министр Канады Брайан Малруни, чтобы сказать, что страна им гордится – казалось, ему больше никогда не будут припоминать ямайское происхождение. Но в первую же ночь после исторического забега Национальному олимпийскому комитету Канады сообщили сенсационную новость: в моче Бена Джонсона обнаружен запрещённый стероид станозолол. "Бен, спасибо тебе, ты, подонок! Спасибо за унижение, за стыд, за национальный позор", - написал один из канадских журналистов в своей колонке сразу после разоблачения. Поначалу Большой Бен отпирался, говорил, что это лишь недоразумение, но под тяжестью улик признался, что много лет принимал стероиды, которые и сделали его таким атлетичным, а главное, сверхвыносливым на тренировках. Вместе с наставником он всё просчитывал – к тому времени, когда его проверяли, запрещённые препараты уже выводились из организма.
Бен до сих пор считает, что в Сеуле стал жертвой. Выяснилось, что Андре Джексон не должен был находиться в комнатке для сдачи анализов, и вообще они с Карлом Льюисом, оказывается, были давнишними приятелями и даже жили на Олимпиаде чуть ли не в одном номере. Как же так получилось, что Бен всегда успешно скрывал допинг, но прокололся именно на Играх? На этом фундаменте он до сих пор и выстраивает свою теорию заговора.
Льюис получил золотую медаль за тот спринт, но много лет спустя стало известно, что он сам провалил допинг-тесты во время отбора на Олимпиаду в Сеуле. Однако американские спортивные чиновники замяли ту историю, поверив, что тот якобы случайно употребил допинг. В итоге великий забег в Сеуле переименовали в самый грязный за всю историю Олимпиад, поскольку в разное время сразу шесть его участников из восьми попадались на допинге!
А Бен Джонсон после того конфуза из блестящего спринтера превратился в изгоя. Он попытался вернуться в спорт, но снова попался на допинге, и его дисквалифицировали уже пожизненно. Японцы стали приглашать его на фрик-шоу – забеги с черепахами, заплывы по дну бассейна с грузом на теле. Он не отказывался, ведь платили-то щедро. Сын полковника Муамара Каддафи Аль-Саади, решивший с нуля стать профессиональным футболистом, однажды назначил его тренером по физподготовке, и Бен месяцами жил в Триполи, питаясь верблюжатиной и сопровождая Аль-Саади вместе с десятками автоматчиков на всевозможные турниры. А несколько лет назад Бен совместно с медиумом написал автобиографию, в которой назвал себя… реинкарнацией фараона Хеопса. Что-что, а пиарить себя этот человек умел всегда.
Может быть, Бена Джонсона и не за что уважать. Но история его жизни столь же ярка, сколь и поучительна. После того грандиозного допинг-скандала спорт надолго увяз в подобных скверных историях. А Большой Бен стал тем самым обманщиком, с кого началась череда громких допинговых разоблачений и всё никак не закончится.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.