Я помню, как впервые познакомился с вкусной и многослойной, как торт "Наполеон", прозой Александра Дюма. Было это в далёком детстве, когда я наугад взял с дедушкиной полки книгу и чуть не выронил её из рук – тяжёлый, помню, был том.
С первой страницы я не мог оторваться от героических мушкетёров, стойких и храбрых мужчин, идущих с песней по жизни. Я мысленно хватал шпагу и вместе с ними отстаивал честь короны, разрубая на части подлых гвардейцев кардинала. Жизнь на слегка пожелтевших страницах бурлила, я был подхвачен этим потоком и мечтал, чтобы бешеный драйв никогда не заканчивался.
А потом я увидел картину Юнгвальда-Хилькевича, и образы, жившие в голове, обрели плоть и кровь. Д`Артаньян в исполнении Михаила Боярского пленил бьющей через край энергией и жизнелюбием. Атос, Портос и Арамис стали для меня титанами, сломить которых не могла бы и целая армия. Я засыпал, напевая "Пора-пора-порадуемся на своём веку…", и вставал, делая выпад воображаемой шпагой, а с губ срывался мушкетёрский девиз: "Один – за всех, и все – за одного!"
У меня появилась мечта – найти мушкетёров в реальной жизни. И здесь меня долгое время ждало разочарование. До тех пор, пока однажды я всё-таки не нашёл их… во Франции, на чемпионате мира 1998 года. Думаю, Александр Дюма не стал бы возражать, сравни я команду Эме Жаке с его молодыми, полными сил и желания побеждать героями. У себя дома эта лёгкая, воздушная, как проза Дюма, команда сразила всех наповал. Зинедин Зидан был настоящим Д`Артаньяном, каким его играл Михаил Боярский. Он зажигал сердца мушкетёров – своих партнёров по команде – и вёл их вперёд, фехтуя на траве мячом так искусно, что некоторым бразильцам даже не снилось.
В финале та фантастическая команда раскрошила действующих чемпионов мира – 3:0. Я тогда ещё был очень молод, но уже полюбил футбол и знал, что бразильцы – крупная величина, а Роналдо блестящ не только лысиной. Да, Зубастик провалил матч за золото по объективным причинам, но это ничуть не умаляет подвига, который совершили французы-мушкетёры, впервые для своей страны завоевавшие титул лучшей команды мира.
То была роскошная команда со своими милыми традициями – например, Лоран Блан перед важными матчами целовал Фабьена Бартеза в макушку. А как они играли! Маленький Бартез мог запросто из верхнего угла потянуть мёртвый мяч, а Блан одним движением оставить не у дел самого искусного форварда. Ну а Зизу вообще был как бог, для него секретов в футболе просто не было.
В 2006-м мои любимые французы остановились в шаге от нового чемпионского титула. В финале мундиаля итальянец Марко Матерацци поступил в лучших традициях коварного кардинала Ришелье, спровоцировав импульсивного Зидана-Д`Артаньяна... Теперь же в "Лужниках" французы могут во второй раз в истории надеть на себя корону. Бравая команда под предводительством нового Д`Артаньяна, Антуана Гризманна, готова воплотить мечту в реальность и переписать книгу "Мушкетёры 20 лет спустя".