Признаюсь: не ожидал. У власти всегда есть преимущество на выборах. И не обязательно фальсификации. Пресловутый «административный ресурс» – это тысяча способов вовремя надавить на голосующих. Накануне же референдума о целесообразности дальнейшего членства в Евросоюзе британских граждан прессовали по полной программе: пропагандистские визиты сторонников ЕС (один приезд Обамы чего стоит!), лживые, как выяснилось, данные социологических опросов местных исследовательских служб, наплевавших (бескорыстно?) на собственную репутацию. Солидные, тяжеловесные английские газеты превратились в примитивные бульварные листки оголтелого агитпропа!
Не помогло. 52 на 48 в пользу сторонников выхода. И что дальше?
Прежде всего выход из ЕС – это процесс, который займёт не менее двух лет. А за этот срок может произойти всякое. В том числе весьма вероятно, что британские и европейские лидеры придумают и реализуют комбинацию, когда результаты референдума можно будет дезавуировать. Или рискнут провести повторный референдум – маловероятно, но...
Но процесс-то пошёл! И совершенно ясно, что Евросоюз неизбежно претерпит коренные изменения. Для Франции выход из нынешнего ЕС практически единственный способ сохранить остатки национальной идентичности. В Нидерландах европессимизм цветёт пышным цветом – зачем кормить дармоедов? Финны собирают подписи за референдум о выходе, греки вновь шантажируют: или списание долгов, или членство...
Развал единой Европы? Нынешняя система объединения европейских государств доказала свою нежизнеспособность. Не могут большие, экономически здоровые государства зависеть при принятии решений от консенсуса с псевдогосударственными недоразумениями, обременёнными неоплатными долгами и непомерными амбициями.
Именно дееспособные государства Европы создавали ещё в 1957 году ЕЭС – Европейское экономическое сообщество, взращённое по недомыслию до политического объединения «Евросоюз», в который напихали в пику России постсоциалистических иждивенцев и марионеток. Результат: нет ЕЭС, агонизирует ЕС, ораве европарламентариев, европолитиков, евробюрократов приходится обеспечивать роскошное, не по возможностям нынешних евробюджетов существование. А получать взамен безответственную болтовню, мертворождённые дорогостоящие политиканские проекты, игры в права человека, санкции и прочую муть.
При этом все возникающие в государствах – членах Евросоюза проблемы решают национальные правительства, а не брюссельские дармоеды. А европейское экономическое сообщество в 2016-м ничуть не менее актуально, чем в 1957-м. И потому, скорее всего, дело кончится сугубо декоративным сохранением Евросоюза с функциями, сведёнными к символическому минимуму. И возрождением ЕЭС, но не обременённого странами-евроиждивенцами. В такой Европе найдут общий язык те, кто работает, а не клянчит подачки. Только работающие государства могут вытащить европейский континент из нынешнего затянувшегося кризиса. А надежды на обустройство рынков сбыта из стран-недоразумений порождают только конфликты и развал. Референдум в Великобритании это лишний раз доказал.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.