Одно из самых ярчайших впечатлений осталось от ещё дошкольной поездки с дедом в Мтиулети – один из горных районов Грузии. От городка Пасанаури мы долго тряслись на уазике до какого-то махонького посёлка. В разгар застолья, едва начало темнеть, меня погнали спать. А среди ночи дед меня разбудил, усадил на лошадь и мы куда-то двинулись. Всю дорогу в кромешной тьме дед меня пинал, задавал вопросы, просил что-то рассказать – только бы я не заснул. А потом мы остановились, спешились, чего-то ждали. И началось чудо.

Едва небо стало светлеть, на его фоне обозначился силуэт узкого глубокого ущелья. Вскоре силуэт преобразовался в скалы, которые постепенно, с нарастающим рассветом стали переливаться дивными, непередаваемыми красками. И вдруг внизу, прямо из-под моих ног пролезло, пытаясь проползти сквозь ущелье к небу, огромное, ещё холодное, не слепящее, истошно красное солнце. И пошло по ущелью всё выше и выше, пока не пожелтело, ослепило, вырвалось над горами в голубое, чуть белёсое небо. Дожил до пенсионного возраста, до дедовых тогдашних лет – а помню в деталях эту поездку, этот чудный рассвет, это огромное солнце у меня под ногами.

Дед вообще любил возить меня по каким-то только ему ведомым закоулкам. С ним я впервые оказался в крымских пещерах, на затерянном в лесу, каком-то случайном, до самого дна прозрачном литовском озере, бродил по влажным лесистым холмам Закарпатья, любовался Карабахом, само исконное название которого на всех тюркских языках "Чёрный сад". Теперь, правда, нынешняя временная администрация области, отменив историческое, узаконила исконно армянское название "Арцах". Есть такие армянские глаголы в повелительном наклонении: ар – купи, цах – продай.

И поездкам по земным красотам название придумано – экологический туризм. И рвутся миллионы людей во всём мире полюбоваться норвежскими фьордами и антарктическими льдами, африканскими джунглями и австралийской фауной. Только на экотуризме США зарабатывают ежегодно более 14 миллиардов долларов. Россия – всего 12 миллионов долларов. А ведь в нашей огромной стране всё разнообразие планеты сосредоточено. Надо только привлечь туристов. И не только зарубежных, но и наших. Ведь абсолютное большинство россиян никогда не видели Байкал и красноярские Столбы, Соловки и Валаам, камчатские вулканы и сибирскую тайгу. И даже наши великие реки Волгу, Оку, Енисей, Лену.
Проблемы развития инфраструктуры экотуризма, новые маршруты, новые методики обсуждали 20 апреля в Калуге ведущие отечественные специалисты в туротрасли. Это только один из этапов актуального поиска решений проблем, включённых Путиным и Медведевым в число национальных приоритетов. До готовых рецептов пока далеко. Но важно, что за дело взялись всерьёз.

Есть, правда, одно принципиальное отличие между иностранными туристами и отечественными. За границей главными потребителями туриндустрии и, прежде всего, экотуризма являются пенсионеры. Требующие не нашего комфорта. Нашим же пенсионерам на то, что в России называют пенсиями, лишь бы с голоду не умереть. А ездит у нас преимущественно молодёжь, в большинстве заинтересованная в зарубежных поездках. И не созерцательных, а активных. И, боюсь, как бы ни старались отечественные турначальники в Калуге или где ещё, ситуацию эту переломят очень нескоро.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.