Визит президента России в Сербию завершился. Судя по телевизионной картинке, поездка Владимира Путина получилась триумфальной. Толпы народа на улицах с приветственными плакатами, восторженные речи, множество подписанных договоров на общую сумму в один миллиард четыреста миллионов долларов США. Объятия, поцелуи. Щенок местной, сербской породы в подарок российскому президенту. Орден в лучших советских традициях в награду президенту Сербии.
Сербия – становой хребет уничтоженной Югославии, первая жертва "цветных революций" по типовому сценарию американского политтехнолога Джина Шарпа. Но то, до чего опустились сербы, их новая, революционная политическая элита, перебор даже на фоне ельцинской России, саакашвилиевской Грузии и европейской Украины. Кроме Сербии не знаю больше места на Земле, где власть продавала бы своих оппонентов за кордон, на расправу бесстыже неправедному трибуналу в Гааге. Гайдар со товарищи хоть тем лучше, что расстреливали оппозицию внутри России и торговали активами, а не людьми.
Нынешний президент Сербии Александр Вучич до самого последнего времени добивался приёма своей страны в Евросоюз, что на практике возможно только после вступления в НАТО. Не получилось только потому, что Запад выставил предварительным условием признание суверенитета Косово.
В своё время глава Сербии Зоран Джинджич Косово продать не успел – пристрелили. Судя по действиям, последователи Джинджича – и Вучич в их числе – с готовностью прогнулись бы. Но согласиться на признание независимости Косово – гарантированная политическая смерть для любого сербского политика. Это то же самое, что для российского политика отдать чужакам Ярославль, Владимир и другие земли Золотого кольца России. Пристрелят, как собаку под забором. Урок Джинджича сербские элиты усвоили: всех дорожащих родиной и честью сербов на Запад не продашь.
Оказавшись в непробиваемой изоляции, руководство Сербии вынуждено было заручиться поддержкой России. Но, памятуя о перипетиях последних 30 лет, опасно увериться, что нас не продадут при первом же выгодном предложении.
А ещё очень беспокоит, какие у нас стратегические союзники. Армения, Белоруссия, Сербия. Что у них общего? Сербия – изгой на Балканах, Белоруссия – изгой в Европе, Армения – изгой закавказский. Следствие эдакого нашего союзничества?
Белорусский лидер, регулярно шантажирующий Москву, требуя (требуя!) подачки, своей внутренней политикой основательно дискредитировал российских союзников задолго до коллизий с Украиной. Задружились с Арменией, у которой проблемы со всеми соседними государствами, – и страны региона свели присутствие и влияние России к символическому минимуму. Чем обернётся нынешний сербский триумф России в её отношениях с балканскими странами, станет ясно достаточно быстро.
Конечно, радует, что есть ещё места на планете, где народ – народ, а не элиты! – искренне рад российскому лидеру и связывает с нашей страной надежды. Но сводить все проблемы межгосударственных отношений России с зарубежьем только к неприятию миром возрождающейся нашей державности – демагогия. Очевидна необходимость совершенствования российской внешней политики.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.