Двадцать пять претендентов на пост президента зарегистрировал на нынешних выборах грузинский Центризбирком. У граждан Грузии большой выбор.
А у России выбора нет. Выбирать, кто из кандидатов для Москвы предпочтительнее, не приходится: все двадцать пять претендентов на президентство с разной степенью словесной радикальности клянутся в необратимости своей антироссийской ориентации, своей верности проамериканскому и проевропейскому выбору. А прошедшие во второй тур Вашадзе и Зурабишвили, если кто в Москве забыл, оба члены команды приснопамятного Михаила Саакашвили.
Не усвоили современные российские политики истину, известную ещё с начала XIX века, со времён Кавказских войн и генерала Алексея Ермолова: "Кто контролирует Грузию, тот контролирует Кавказ". Руководители Российской империи и СССР никогда не обременяли себя изучением специфики национальных окраин. И потому не просто не были готовы к перестроечной дезинтеграции страны, а даже активно способствовали её развалу.
Политика России на постсоветском пространстве зарождалась в лихие 90-е, когда наших "политиков" шустрые лоббисты скупали недорого оптом и в розницу. Тогда-то Москва совершила две основополагающие ошибки в своей кавказской политике. Первая: однозначная ставка на союзничество с Арменией с её, мягко говоря, сложными отношениями с соседями.
И вторая: не нашли ничего лучше, чем шантажировать Баку и Тбилиси территориальной целостностью республик.
А в августе 2008 года на авантюру Михаила Саакашвили в Южной Осетии ответили не только необходимым принуждением к миру, но и двумя явными просчётами. Первый: дойдя до посёлка Натахтари, что в 15 минутах езды от столицы Грузии, в Тбилиси российские военные не вошли, наводить порядок во власти не стали. И второй: признали независимость Абхазии и Южной Осетии, фактически сбросив козыри на переговорах с любым руководством Грузии. Грузинская элита, да и весь грузинский народ, безусловно, заслужили потерю национальных окраин: думать надо, кого выбираешь во власть. Но России-то реально какая выгода от двух новых иждивенцев? По официальным данным, бюджет Южной Осетии практически на 100 процентов – российская помощь, а Абхазия недавно торжественно заверила, что транши из России составляют только 50 процентов бюджета.
Теперь Грузии терять уже нечего. На то, что Россия отзовёт признание суверенитета грузинских автономий, надеяться наивно: великие державы даже свои глобальные ошибки признают редко и нескоро. Для любого грузинского политика отказ от Абхазии и Южной Осетии гарантирует в лучшем случае только политическую смерть. Следовательно, грузинскому руководству для реанимации любимых мифов остаётся изобретать всё новые пакости для России, всячески привечать российских врагов и служить надёжным тылом для неистреблённых и неистребимых северокавказских сепаратистов: московских пряников всегда не хватает на всех, а делиться тамошние лидеры не способны по определению.
Да и военные базы с ракетами можно разместить у себя на территории, не будучи членом НАТО, лишь бы прицел на Россию не сбился.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.