День второй автоэкспедиции проекта "Открывая Ленобласть" был похож на паломничество по святым местам. Он оказался светлым - и по настроению, и по щедрому количеству солнечных лучей.
Первая точка, куда отправляемся сегодня, - Екатерининский собор в Кингисеппе (площадь Николаева, 6). Большой и светлый храм приглашает всех желающих войти - без наставлений, ограничений, попрошаек на входе. Мы подоспели к службе - красивый женский голос протягивал молитву, когда мы зашли. Храм высокий и довольно просторный, людей не очень много. Выходим на улицу, обходим храм по кругу - он похож на изящный дворец!
Строгие симметричные формы хочется запечатлеть со всех сторон - правда, не везде это получается. Порой, несимметрично в кадр попадают новые иномарки, стоящие во дворе храма, охраняемые забором и тенью деревьев.
Едем дальше. Следующий пункт - ансамбль Ивангородской крепости (Девичья гора).
Окно в Европу оказалось совсем близко
Ивангородская крепость - место необычное, вызывает двоякие ощущения. Когда-то здесь проходили войны и лилась кровь, крепость осаждали, за нее воевали. Однако сейчас, когда ты входишь внутрь, за толстые стены, появляется чувство уюта и защищенности, простора и красоты.
Крепость, хоть и не представляет военного укрепления, стоит ровно на границе с иностранным государством - как будто продолжает охранять. Кстати, Эстонию тут видно из окна.
Прямо под стенами течет Нарва - здесь она совсем не широкая. Ее можно переплыть - но нельзя. Можно физически, но нельзя юридически. Ровно посередине реки проходит государственная граница. Из башенных окон крепости видно, как эстонские мамочки гуляют с колясками по улицам, а эстонские ребята прыгают в воду на местном мини-пляже.
На том берегу также есть крепость - укрепления соединены каменной стеной, а строго параллельно друг другу стоят флаги - российский и эстонский.
Как рассказали нам сотрудники пограничной службы, те, кто желает пожить за границей, реку штурмуют довольно часто - с обеих сторон. Но странным образом пловцов всегда прибивает к российским берегам. То ли в шутку, то ли всерьез, но полиция безопасности Эстонии подозревала нашу службу в том, что на дне реки стоят какие-то специальные установки, которые изменяют течение. Но российские пограничники смеются в ответ и говорят, что всех просто тянет в Россию.
Кстати, в Ивангород просто так не попадешь - прежде чем отправиться сюда, туристам стоит написать электронный запрос в ФСБ. Как нас заверили, все данные есть на официальном сайте ведомства, а ответ не заставит себя долго ждать. Без него вы не проедете кордоны и, проделав путь из Петербурга, вернетесь обратно.
Возвращаясь к легендам Ивангородской крепости.
Когда-то на русской земле, где сейчас стоит крепость, хозяйничали ливонцы. Они обитали на левом берегу Нарвы, однако беспрепятственно пользовались и этой площадью. Иван III решил навести порядок и построить крепость. Когда ливонцы узнали об этих планах, они захватили царя в плен.
"Или крепость не ставишь, или головы не сносить", - предложили альтернативу ливонцы. На что Иван III сказал, что крепость он все же построит - но маленькую, размером с лошадиную шкуру. Ливонцы из любопытства отпустили царя, желая увидеть, как он исполнит свое слово.
Иван приказал своим подданным снять шкуру с самого большого коня. Ее разделали на узкие длинные ленточки, из которых изготовили нити. Из нитей выложили "квадратик", который за 45 летних дней вырос в крепость с башнями высотой до 8 метров и стенами высотой до 11 метров.
- А вообще, это все сказка. Мы вообще не знаем, был в наших местах Иван III или не был. Документов, подтверждающих это событие, так и не найдено, - неожиданно подытожила наш экскурсовод.
Со временем башня росла, обрастала новыми стенами и сооружениями, переходя в собственность то одной страны, то другой.
Вся Ивангородская крепость - как живой пласт истории. Сейчас здесь можно увидеть пушку-гаубицу, которая когда-то была способна запустить 120-килограммовый снаряд на расстояние 6-8 км. Здесь же можно походить подземными путями, по которым передвигались защитники крепости в древности.
А можно увидеть колокольню на церкви, которую запускают с мобильного телефона! Как заверила нас экскурсовод, батюшка придумал такой механизм. Эта "установка" сейчас находится на церкви Успения Богородицы - здесь с 1994 года проходят службы, правда, лишь два дня в неделю - в субботу и воскресенье.
Рядом с ней стоит "младшая сестра" - Никольская церковь. Она чуть меньше и проще по архитектуре, но оказалась очень крепкой. Внимание - церковь никогда не перестраивалась с 16 века! Каким-то чудом она уцелела во время войн.
Двухэтажная усыпальница
Уезжать из Ивангородской крепости не хотелось, но пришлось. День путешествий по святым местам продолжается. Следующая точка - Храм Пресвятой Троицы (Кингисеппский район, Ивангород, ул Парковая, 3).
Деревня Парусинка сейчас - совсем тихое местечко. На берегу стоят уже немного обветшалые деревянные дома, лежат заготовки дров. Наш приезд на ярких машинах сложно не заметить - на местных мы не похожи, а туристы заезжают не часто. На нас обращают внимание, с нами здороваются.
Из одного из домиков выходит "светлая старушка" - иначе ее и не назвать. Женщина идет впереди нас с ключами. Оказывается, эта величественная и красивая "махина" - храм Пресвятой Троицы - открывается по мирной просьбе прихожан. А если их не так много - то и не стоит богато украшенный храм держать открытым.
Как нам рассказали, ныне тихая и светлая Парусинка стала очень активно развиваться, когда здесь поселился Штиглиц. В деревне построили рабочий поселок с больницей, училищем, библиотекой, сберкассой. Но вот для строительства храма повод был печальным - тяжело заболела жена Штиглица Каролина.
В итоге, храм стал семейной усыпальницей - здесь стоят саркофаги самого Штиглица, его жены и дочери. Каждый кирпич церкви нес на себе буквы БШ - "Барон Штиглиц". Храм был для своего времени высокотехнологичным сооружением, однако после войны он пережил суровую разруху. Лишь с 1991 года его начали восстанавливать.
Храм у обочины
Храм Рождества Христова (Сланцевский район, деревня Старополье) - один из самых странных пунктов нашего путешествия. О нем не так много можно нагуглить информации, здесь совсем не видно туристов. Когда-то храм не вмещал себя всех прихожан, во время службы они даже стояли на улице. Однако он рос на протяжении 19 века, чуть позже здесь появилась приходская школа.
Теперь же обшарпанные стены стоят в жгучих зарослях борщевика, а напротив солнца храм и вовсе кажется темным. Неприступен, негостеприимен, но очень красив. Мой фотоаппарат присваивает снимкам с храмом порядковый номер "666/...".
Храм Рождества Христова действовал до 1938 г. После он был закрыт, а затем разграблен и превращен в машинно-тракторную станцию. Кресты и колокола были сброшены. В 1944 году храм становится гаражом для машин, тракторов, а затем даже комбайнов. Позднее в нем был устроен склад, а затем он, оскверненный, пустовал и разрушался.
Лишь недавно местная православная община взялась за реконструкцию храма.
Войти внутрь нам так и не удалось. С порога встречает смотрительница. Ее доброжелательность сменяется назойливым назиданием, как только она видит девушку без платка, в джинсах, а не в юбке. Пытаюсь объяснить дежурными фразами, что у нас путь долгий, а условия походные, нет возможности наряжаться в юбки да платьишки. Она продолжает напирать, уже не так гостеприимно. Высказываю свою позицию, что, наверное, путников вне зависимости от их пола, должны принять такими, какие они есть. Но и это не аргумент. Ухожу подальше, фотографируя храм, а в спину продолжаю слышать крики.
Иконы под землей, следы под водой
Путь к Доложской пещере не так уж прост. Пришлось покружиться по лесу и бездорожью, сменив несколько маршрутов. И все же выезжаем на опушку - здесь стоит большой дом из сруба, а рядом трудятся хозяева - мужчина в черной рясе и женщина.
Чуть дальше - река и глухой лес. Так сразу и не увидишь - через реку есть мост, а дальше - тропа в пещеру. Здесь приходится наклоняться низко к земле, чтобы войти. Глубина пещеры небольшая, абсолютная темнота, холод. Бурная фантазия нагоняет страх. Развеять его помогают голоса коллег по экспедиции и фонарик мобильного телефона. А вот при свете появляется совсем необычная картина - углы холодной пещеры уложены иконами разных размеров.
Паломники создали тут импровизированный алтарь. Если верить отзывам в Сети, главная икона здесь - чудотворна, датируется XVI веком. Туристы оставляют монетки, свечи и маленькие иконы.
Общая атмосфера в пещере поражает, наша группа застыла и замолчала от увиденного. Но холод заставляет выйти наружу. А ведь если верить преданию, здесь когда-то жил отшельник. Он истово молился, отчего подземные воды стали целебными. Они образовали небольшое озеро прямо в этой пещере. Судя по фото туристов в Сети, оно там было... Но мы его так и не увидели - то ли высохло, то ли выпили.
На обратном пути заглядываем на дно реки - самые зоркие и внимательные увидели на одном из камней след. По преданию, этот тот самый след Богородицы. Однажды она проходила здесь через реку Долгую и ступила на камень - так отпечаток и остался.
Чудное Засосье - это не то, о чем вы подумали
Вечер второго дня автоэкспедиции был полон неожиданностей - вслед за необычной пещерой мы отправились в необычное подворье. А точнее, в чудное. Здесь нас встретили в русских народных костюмах - три девушки, двое малышей и мускулистый кузнец в фартуке на голое тело. Удивились, нас ли так встречают. Оказывается, нас.
Мы еще не знали, что здесь придется нам самим доставать из печи блюда, чтобы не остаться голодными, носить ведра на коромысле, слушать народные песни.
Как выяснилось позже, хозяйка "Чудного подворья" Ксения Ковальски однажды поняла, что хотела бы вернуться к истокам, попробовать жить так, как жили предки. Для этого выкупила дом в местной деревеньке - Засосье - и начала все обустраивать своими руками. Нашла кузнеца, единомышленниц, привела в порядок дом и двор - и теперь приглашает друзей и друзей окунуться в историю.
- Засосье - это потому что "за соснами", - буквально с порога объясняют нам хозяйки. - А вот "чУдное" или "чуднОе" у нас подворье, решайте сами.
Прежде чем сесть за стол, нужно помыть руки, а воду - взять из колодца и принести в ведрах на коромысле. Любовь Смирнова дает мне мастер-класс. С виду все просто: основные фитнес-инструкции какие-то получаются. Спину держим только прямо, чтобы вес не переходил на поясницу, корпус не расшатываем, двигаются только ноги.
А вот на деле все сложнее. Присаживаешься, чтобы захватить коромысло на одно плечо. Поднять с земли тяжесть на ровной спине - не просто. Пока вытягиваешься в полный рост, ведра начинают разливаться - плохо! Любовь Смирнова поддерживает и подсказывает. Постепенно вес переносишь с одного плеча на оба. Идешь ровно, выполняешь инструкции. И снова кажется, что все легко. Но через пять минут спина затекает, маленькие ведерки превращаются в тяжесть, которую нельзя скинуть. Терпишь до последнего! И все же хватит. Пройдя пять минут, очень посочувствовала женщинам, жившим в прошлые века, - такая прогулка километра в три-четыре до реки вряд ли прибавляла здоровья.
Провожали нас отсюда всем двором, долго махая вслед. Жить и дышать этим воздухом захотелось еще больше.
И все же автоэкспедиция "Открывая Ленобласть" отправляется дальше, навстречу третьему дню.
Открывая Ленобласть: Metro вместе с блогерами отправилось в путешествие. День первый
Открывая Ленобласть, невозможно в нее не влюбиться. То, что под боком у нас есть невероятная красота, тишина и покой – знает каждый. Но не каждый решится выкроить время, чтобы отправиться в села и деревни под Петербургом. Проект городских блогеров и газеты Metro "Открывая Ленобласть" заставит поверить – есть места получше морских курортов. Мы проходим неизведанные пути и места, рассказываем о них и делимся маршрутом. "Открывая Ленобласть" - это интересный и доступный отдых в родных краях, проверенный на себе.
Все отчеты смотрим здесь: www.lo.metronews.ru
А также в социальных сетях: vk.com/openlo2018, www.instagram.com/openlo2018/