Cрывы и ссоры между начальниками и подчинёнными случаются достаточно часто. К примеру, как показал опрос, проведённый порталом Superjob, у 18% россиян хотя бы раз в жизни случались эмоциональные стычки с начальством. Об этом же аналитикам рассказали 35% боссов. Почему так происходит? И, главное, что же с этим делать, Metro спросило у экспертов.
– Работала уже третий год. В последние полгода шеф словно сошёл с ума, постоянно на меня срывается, видеть его уже сил нет. Чем я ему так не угодила, – жалуется Ксения на сайте отзывов сотрудников о работодателях. – В результате я не выдержала и ушла.
Но стоило ли уходить? – спрашивают психологи. Может, стоило для начала разобраться в ситуации более детально и попросту избежать эмоциональных срывов?
– Конфликты на работе – явление распространенное и многогранное. Они могут возникать по самым разным причинам, – рассказывает интегративный психолог Лидия Вебер. – Самыми частыми причинами громких споров являются, прежде всего, различия в ожиданиях и целях. Начальник и подчиненный попросту могут иметь на них разные взгляды.
Однако, могут быть и более прозаичные причины, порой далёкие от рабочих процессов.
– Может, вы считаете, что начальник нападает на вас просто потому, что он разговаривает громко и экспрессивно. А на самом деле это является его обычной формой общения. Он просто привык так говорить и не заботится о чувствах других. В этом случае будет достаточно сказать ему: "Иван Иванович, я хочу вам рассказать, как воспринимаю ситуацию, она мне доставляет дискомфорт". И вопрос будет решён. Начальник – не экстрасенс. Он не может догадываться о том, что такая форма общения для вас неприемлема, – комментирует психолог Юлия Баган. – Бывает и так, что начальник проживает не лучший момент в своей жизни. Он, например, не имеет возможности победить в споре в семье, так что ему просто проще всего перенести свои эмоции на тех, с кем он проводит примерно 80% своей жизни, на сотрудников на работе. Вы в этой ситуации? Тогда не нужно лезть в душу к начальнику, спрашивать, как у него дела. Или просто переживать из-за его срывов. "Я переговорю с вами об этом позже", – вот идеальная фраза для этого случая.
Так вы избежите конфликта и сбережёте собственную психику.
– Также можно избежать подобных столкновений в случае, когда вы точно знаете – крики и ругать – это стиль общения вашего руководителя. Он не просто "шумный", человек выбрал такую манеру руководства. Исправить его – не ваша цель и не ваша задача. В офисе вам нужно не бороться, а развиваться и работать. Выход есть – просто начните взаимодействовать с его заместителем, – добавляет Юлия Баган.
Иногда начальник выражает недовольство вами просто потому, что хочет уволить вас, но не может найти причину. Руководители часто испытывают дискомфорт в аналогичных ситуациях. И тогда они избрают такую тактику вашего "выживания" – копят аргументы для того, чтобы заявить, что вы просто не справляетесь. В этом случае на помощь придёт честный откровенный короткий разговор. После него будет проще вам обоим
Юлия Баган
Конечно, думают многие, чтобы избежать этой проблемы, намного проще открыть собственное дело, в рамках которого начальников у вас просто не будет. Но тут не всё так просто.
– Да, начальник представляет систему, которой необходимо подчиняться. Поэтому люди, не умеющие управлять конфликтами, избегать их или решать, часто идут в предпринимательство, создавая свои системы. Но и тут им будет не так просто. Любая система все равно вписана в более крупную систему, поэтому навыки управления конфликтами понадобятся вам в любом случае. Важно быть гибким и адаптироваться к обстоятельствам. Те, кто научился решать конфликты, взлетают по карьерной лестнице, – отмечает Лидия Вебер.
сгенерировано нейросетью по запросу Metro
Фото:
Как же избежать скандалов с руководством?
Учитесь разговаривать с оппонентом. Это поможет избежать недопонимания и выстроить совместную работу на основе взаимного уважения, советую психологи.
– Однако, помните, что нужно чётко приводить свои доводы. Фразу вроде "Мне показалось", говорить не надо. Вы должны приводить факты и предлагать собственные решения проблемы. Это очень важно, не нужно просто вываливать свои эмоции на человека, – говорит Юлия Баган.
Кроме того, развивайте навыки эмоционального интеллекта.
– Умение распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей, помогает эффективно разрешать конфликты, – добавляет Лидия Вебер.
Как поступать сторонам, чтобы избегать конфликтов. Советы от Лидии Вебер 1. Начальнику: • Слушать и понимать. Важно слушать подчиненного. Поняв его точку зрения, можно найти компромиссное решение. • Демонстрировать уважение. Уважительное отношение к подчиненному помогает создать более позитивную рабочую атмосферу. • Искать конструктивные решения. Вместо наказания или обвинений лучше предлагать пути улучшения работы. 2. Подчиненному: • Искать компромиссы. Важно быть готовым к диалогу. • Проявлять профессионализм и ответственность. Показывайте своей работой, что вы цените свое место и готовы вносить вклад в общий успех.
– В рамках этой темы обычно обвиняемым считают начальника. И отчасти это правильно. Именно этот человек формирует лёгкость коммуникации в коллективе. Но сотрудникам также стоит обратить внимание на себя. Возможно, они под влиянием стресса даже на небольшие замечания реагируют слишком остро. Даже если претензии высказаны в вежливой форме. В данном случае стоит заняться самим собой и своим психологическим состояние. Может, даже стоит объяснить свою проблему начальнику. Расскажите, что вы эмоционально активны, остро реагируете на беседы и что всё это вполне осознаете. Если вам сейчас трудно, можно попросить дать вам время или просто постараться быть к вам чуть бережнее, мягче. Вполне возможно, к вам пойдут на встречу, – говорит Юлия Баган.
Если же, несмотря на все ваши усилия ситуация не меняется, отмечают эксперты, стоит задуматься о смене места.
Источник: gazetametro