1920-е
Мода и эстетические стандарты, которые мы сегодня знаем, берут своё начало с "ревущих двадцатых". Именно этот период стал поворотным благодаря радикальному отходу от викторианских идеалов. Это и заложило основу для всех будущих трансформаций в мире моды и красоты.
– Первая мировая война (1914–1918) стала катализатором глубинных социальных изменений, в частности, переосмысления роли женщины в обществе. Эмансипация, выразившаяся в том числе в отказе от корсета, привела к формированию нового эстетического идеала – garçonne или "девушка-мальчик". Этот образ характеризовался андрогинной фигурой с заниженной линией талии и минимальным акцентом на женственных формах, – рассказал Руслан Мигранов, историк моды, член творческого союза дизайнеров и имиджмейкеров, куратор зарубежных программ Московского художественно-промышленного института (МХПИ). – Стиль ар-деко, пришедший из Америки, внёс свой вклад в формирование эстетики 1920-х, привнеся в моду геометричность и экзотические мотивы. Прямой силуэт платьев-футляров, стрижка каре, экспрессивный макияж – всё это способствовало созданию образа femme fatale, столь характерного для немого кинематографа той эпохи.
1930-е
Это десятилетие, отмеченное приходом звукового кино, выдвинуло на первый план образ блондинки.
– Марлен Дитрих с её выразительными скулами и тонкими бровями стала иконой стиля, воплощением нового типа женственности. Этот переход от брюнеток 1920-х к блондинкам 1930-х иллюстрирует не только изменение эстетических предпочтений, но и технологический прогресс в кинематографе: если в эпоху немого кино акцент делался на выразительной мимике, то звуковое кино позволило актрисам "брать" голосом.
1940–1950-е
Вторая мировая война вновь изменила видение женской красоты. Образ сильной, волевой личности, подчёркнутый массивными подплечниками, отражал реалии военного времени. Однако всё изменил Кристиан Диор.
– Уже в 1947 году дизайнер представил свой революционный New Look, провозгласив возврат к подчёркнутой женственности. Этот стиль, выделяющийся тонкой талией и пышной юбкой, можно интерпретировать как коллективное стремление общества к возрождению довоенных ценностей и эстетики, – отметил историк моды.
1960-е
Эта эпоха стала настоящей революцией не только в музыке, но и в мире красоты.
– Твигги, с её андрогинной фигурой и большими глазами, стала символом эпохи. Сексуальная революция, движение хиппи, студенческие волнения 1968 года – все эти факторы способствовали разрушению единого канона красоты. Мини-юбки, акцент на глазах и ресницах, общая инфантилизация образа отражали дух времени, устремлённого в будущее, к новым горизонтам.
1980-е
В это время дизайнеры вернулись к сильному силуэту, но уже в новом контексте.
– Образ бизнес-леди с подчёркнутыми плечами и яркой помадой стал олицетворением новой эпохи – времени экономического подъёма и карьерных амбиций. Карл Лагерфельд, работая над обновлением стиля Chanel, внёс значительный вклад в формирование этой эстетики.
1990-е
После эпохи 80-х, с их культом успеха и ярко выраженной женственностью, 1990-е принесли новую эстетику. Это стало временем супермоделей и минимализма.
– Кейт Мосс с её андрогинной фигурой стала иконой "героинового шика", что отразило общую тенденцию к более натуральному, даже намеренно "нездоровому" образу. Гранж как стиль проник и в высокую моду, размывая границы между уличной и подиумной эстетикой.
2000-е и сейчас
В нулевые к нам вернулся гламур, но с нюансами.
– Пэрис Хилтон и реалити-шоу сформировали новый идеал красоты – "девушку из соседнего двора", но с безупречным макияжем и укладкой. Загар вновь стал символом успеха и здорового образа жизни, а культ фитнеса привёл к популярности атлетичных, но при этом женственных фигур, – рассказал эксперт.
Последующие десятилетия также запомнятся началом цифровой революции в восприятии красоты. Фотошоп и другие технологии редактирования изображений начали формировать новые, зачастую недостижимые в реальности стандарты. Это заложило основу для той одержимости "идеальным образом", которую мы наблюдаем сегодня.