1920-е

Мода и эстетические стандарты, которые мы сегодня знаем, берут своё начало с "ревущих двадцатых". Именно этот период стал поворотным благодаря радикальному отходу от викторианских идеалов. Это и заложило основу для всех будущих трансформаций в мире моды и красоты.

– Первая мировая война (1914–1918) стала катализатором глубинных социальных изменений, в частности, переосмысления роли женщины в обществе. Эмансипация, выразившаяся в том числе в отказе от корсета, привела к формированию нового эстетического идеала – garçonne или "девушка-мальчик". Этот образ характеризовался андрогинной фигурой с заниженной линией талии и минимальным акцентом на женственных формах, – рассказал Руслан Мигранов, историк моды, член творческого союза дизайнеров и имиджмейкеров, куратор зарубежных программ Московского художественно-промышленного института (МХПИ). – Стиль ар-деко, пришедший из Америки, внёс свой вклад в формирование эстетики 1920-х, привнеся в моду геометричность и экзотические мотивы. Прямой силуэт платьев-футляров, стрижка каре, экспрессивный макияж – всё это способствовало созданию образа femme fatale, столь характерного для немого кинематографа той эпохи.

1930-е

Это десятилетие, отмеченное приходом звукового кино, выдвинуло на первый план образ блондинки.

– Марлен Дитрих с её выразительными скулами и тонкими бровями стала иконой стиля, воплощением нового типа женственности. Этот переход от брюнеток 1920-х к блондинкам 1930-х иллюстрирует не только изменение эстетических предпочтений, но и технологический прогресс в кинематографе: если в эпоху немого кино акцент делался на выразительной мимике, то звуковое кино позволило актрисам "брать" голосом.

Марлен Дитрих, 1930 год. Wikimedia CCASA 4.0 International

Марлен Дитрих, 1930 год. Wikimedia CCASA 4.0 International

 

 

1940–1950-е

Вторая мировая война вновь изменила видение женской красоты. Образ сильной, волевой личности, подчёркнутый массивными подплечниками, отражал реалии военного времени. Однако всё изменил Кристиан Диор.

– Уже в 1947 году дизайнер представил свой революционный New Look, провозгласив возврат к подчёркнутой женственности. Этот стиль, выделяющийся тонкой талией и пышной юбкой, можно интерпретировать как коллективное стремление общества к возрождению довоенных ценностей и эстетики, – отметил историк моды.

Одри Хепбёрн в фильме "Римские каникулы" (1953). кадр из фильма

Одри Хепбёрн в фильме "Римские каникулы" (1953). кадр из фильма

 

 

1960-е

Эта эпоха стала настоящей революцией не только в музыке, но и в мире красоты.

– Твигги, с её андрогинной фигурой и большими глазами, стала символом эпохи. Сексуальная революция, движение хиппи, студенческие волнения 1968 года – все эти факторы способствовали разрушению единого канона красоты. Мини-юбки, акцент на глазах и ресницах, общая инфантилизация образа отражали дух времени, устремлённого в будущее, к новым горизонтам.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (1966). кадр из фильма

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (1966). кадр из фильма

 

 

1980-е

В это время дизайнеры вернулись к сильному силуэту, но уже в новом контексте.

– Образ бизнес-леди с подчёркнутыми плечами и яркой помадой стал олицетворением новой эпохи – времени экономического подъёма и карьерных амбиций. Карл Лагерфельд, работая над обновлением стиля Chanel, внёс значительный вклад в формирование этой эстетики.

"Каноны красоты всегда были отражением социально-экономических реалий своего времени. От андрогинности 1920-х до гиперженственности 1950-х, от бунтарского духа 1960-х до амбициозности 1980-х – каждая эпоха привносила своё понимание красоты, отражая глубинные общественные процессы. В современном мире, где доступны все эти стили, ключевым становится умение выразить индивидуальность через синтез различных эстетических концепций", – Руслан Мигранов, историк моды.
Мелани Гриффит в фильме "Деловая женщина" (1988). кадр из фильма

Мелани Гриффит в фильме "Деловая женщина" (1988). кадр из фильма

 

 

1990-е

После эпохи 80-х, с их культом успеха и ярко выраженной женственностью, 1990-е принесли новую эстетику. Это стало временем супермоделей и минимализма.

– Кейт Мосс с её андрогинной фигурой стала иконой "героинового шика", что отразило общую тенденцию к более натуральному, даже намеренно "нездоровому" образу. Гранж как стиль проник и в высокую моду, размывая границы между уличной и подиумной эстетикой.

Кейт Мосс в рекламе Calvin Klein (1997). Calvin Klein

Кейт Мосс в рекламе Calvin Klein (1997). Calvin Klein

 

 

2000-е и сейчас

В нулевые к нам вернулся гламур, но с нюансами.

– Пэрис Хилтон и реалити-шоу сформировали новый идеал красоты – "девушку из соседнего двора", но с безупречным макияжем и укладкой. Загар вновь стал символом успеха и здорового образа жизни, а культ фитнеса привёл к популярности атлетичных, но при этом женственных фигур, – рассказал эксперт.

Пэрис Хилтон и Николь Ричи. Getty

Пэрис Хилтон и Николь Ричи. Getty

 

 

Последующие десятилетия также запомнятся началом цифровой революции в восприятии красоты. Фотошоп и другие технологии редактирования изображений начали формировать новые, зачастую недостижимые в реальности стандарты. Это заложило основу для той одержимости "идеальным образом", которую мы наблюдаем сегодня.

"Размышляя об эволюции канонов красоты, нельзя не отметить их цикличность. XX век создал основной арсенал стилей и образов, которые в XXI веке подвергаются бесконечному микшированию и реинтерпретации. Современные тренды могут возникать спонтанно, под влиянием отдельных инфлюенсеров, что отражает демократизацию fashion-индустрии и размывание границ между высокой модой и уличным стилем", – Руслан Мигранов, историк моды.