Задача профессионального руководителя – не напугать, не наказать или отомстить за неудачу, а привести к нужному результату, помочь сотруднику справиться с ситуацией. Конструктивная критика должна вызывать желание исправить ошибки и улучшить положение дел, повышать самооценку и веру в свои силы, в конечном счете мотивировать сотрудника к выполнению задания. Как лучше это сделать?
Шаг 1: Не стоит начинать с негатива. Если встреча начинается с обсуждения тяжести проступка и неотвратимости наказания за него, очевидно, что ваш собеседник, поставленный в положение обвиняемого, будет защищаться, а не анализировать проблему и внимать критике. В итоге в следующий раз при аналогичных обстоятельствах он заранее продумает линию защиты и направит все усилия на поиск оправданий, а не на качественное и своевременное выполнение работы.
Шаг 2: Не забудьте похвалить. В работе каждого сотрудника всегда есть положительные моменты. Похвала может создать доверительную атмосферу, разрядить обстановку и придаст объективности суждениям, а также снизит напряжение собеседника, расположит его к конструктивному разговору.
Шаг 3: Дайте высказаться. В ходе разбора ситуации стоит спросить сотрудника о том, почему, с его точки зрения, произошел прокол. А вдруг человек прав? Ведь руководитель тоже может ошибаться. К тому же сам факт того, что руководителя интересует мнение провинившегося сотрудника, мотивирует "проштрафившегося" к поиску оптимального решения.
Шаг 4: Будьте человеком. Судить о работе лучше по результатам, но не забывайте при этом и о человеческих мотивах. Возможно, что получилось плохо из-за неудачной попытки сделать лучше. Важно, чтобы критика не привела к полной демотивации и потере сотрудником всякого интереса к проявлению инициативы. И главное: относитесь к провинившемуся сотруднику, как к равному. Уважение – путь к взаимопониманию.