Шутки на тему борьбы российских спортивных чиновников с засилием иностранных игроков и специалистов не потеряют своей актуальности, пока у нас не отменят все лимиты и специальные налоги на легионеров. Тем, кто работает и играет, разумнее всего вести себя как главный тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш. Он уже устал, наверное, повторять по этому поводу как мантру: «Это данность, с которой я должен считаться».
Регламент есть регламент. Аргументы за подобные ограничения весьма спорны, но ограничения есть, и от них никуда не денешься. Расслабляемся и стараемся получить удовольствие. Тем более что у нас теперь для этого одним поводом больше. Мы ведь пятикратные чемпионы мира по хоккею.
Чуть менее, чем все, кто интересуется хоккеем, в курсе, что к юбилейному титулу нас привёл гражданин Германии Олег Знарок. Так получилось, что уроженец Челябинской области, сын тренера местного ФК «Зенит» после развала СССР принял латвийское гражданство, а в начале XXI века получил паспорт гражданина ФРГ, где завершал карьеру игрока. Но зачем этого факта сторонятся официальные лица сборной, не вполне ясно.
Конечно, Знарок – русский тренер, если говорить о школе. Пропитаться североамериканскими традициями за шесть матчей, проведённых в сезоне-1991/92 за «Мэйн Маринерс» в АХЛ, он едва ли успел. И то же московское «Динамо», которое Знарок привёл к двум Кубкам Гагарина подряд, не смущало наличие у главного тренера паспорта гражданина ФРГ. Чёрным по голубому это до сих пор написано на официальном сайте клуба. ФХР же стесняется признать, что, накладывая ограничения на других, сама нарушает свои принципы. Глупые, конечно, но свои, официально провозглашённые.
Я далёк от мысли о том, что 10 побед в 10 матчах белорусского первенства планеты – признак очередного возрождения «Красной машины». О нём в России начинают говорить после каждого выигранного чемпионата мира, то есть примерно раз в два года. Но отрицать при этом позитивные (то есть те, которые мне нравятся – это не истина в последней инстанции) движения в нашей национальной команде нельзя.
Первое (главное) – молодость. Знарок взял на чемпионат мира десяток игроков, которые родились после 1990 года. Год назад таких было четверо. Второе (вкусовщина) – «русский» хоккей. Наша команда много и разнообразно атаковала, предпочитая не бросать шайбу вперёд и догонять, а входить в зону соперника через комбинации.
Я несколько лет ныл на тему того, что нам не хватает центральных нападающих. Знарок плюнул на эту проблему и сделал ставку на крайних форвардов, которых у нас всегда в достатке. Обратил в достоинство команды то, что казалось её слабостью.
Высказывание «наконец-то у нашей сборной появился тренер с яйцами» несколько раздражает. У Знарка есть характер, это давно известно. Шрамы у него на лице появились, если вы не в курсе, после ресторанной драки в конце 1980-х, когда он на пару с отцом отбивался от юрмальских рэкетиров. Но про «яйца» ведь стали говорить на всю страну только после обмена жестами со шведским тренером. А он всё-таки был ближе к хамству, чем к поступку настоящего мужчины. Что, впрочем, и не меняет того, что Олег Валерьевич нереально крут.
Велико искушение начать проводить параллели между ним и Жозе Моуринью. Соперники их не любят, свои – боготворят. При случае оба способны вытворить что-нибудь такое, чтобы «принять огонь на себя», а их подопечные сконцентрируются на игре. Оба – граждане Евросоюза...
Олег Валерьевич сегодня, как никто другой, близок к тому, чтобы называться «русским народным тренером». Он небезупречен, но чертовски интересен и безмерно харизматичен. И разве есть кому-нибудь дело до того, какой у него паспорт? Выходит, это заботит только руководство Федерации хоккея, раз оно предпочитает об этом не распространяться.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.