По данным Национального фитнес-сообщества, до коронавируса в стране работало около 13 тыс. физкультурно-оздоровительных объектов с общим штатом 768 тыс. сотрудников.

Услугами фитнес-клубов пользовались 7 млн человек, занимавшихся регулярно. С началом пандемии ситуация изменилась кардинально. Спасти ситуацию могла в том числе поддержка государства.

– Мы сотрудничаем с правительством, это наша сильная составляющая, – рассказывает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. – Начало кризиса для нашей организации стало неким толчком – мы должны включиться, должны работать. Уже 18 марта (именно в середине марта 2020 года и началась первая волна пандемии – Прим. Ред.) мы отправили письмо Мишустину и Путину. Потому что мы поняли: при тех условиях, что тогда были (аренда, налоги, масса других затратных историй), индустрии будет очень сложно. И нам пошли навстречу.

По словам Силиной, первый пандемийный год индустрия перенесла гораздо легче прошлого. 

– 2020-й год был понятен, потому что Роспотребнадзор установил нам методические рекомендации: социальная дистанция, определённая квадратура под один тренажёр и так далее. Собрались и пошли работать. Тогда ушли с рынка в основном одиночные фитнес-клубы, сети могли перераспределять деньги, финансировать и дотировать клубы и потому более-менее существовали.

В 2021 году, поясняет эксперт, в фитнес-клубы стали приходить потребители, которые опасались происходящего. Никто не хотел покупать себе годовые карты, многие нашли альтернативу. 

–  Кто-то купил себе оборудование и стал заниматься дома, кто-то занялся спортом на улице. В 2021-м ещё были постоянные и непредсказуемые "мини-локдауны", вакцинация (80% сотрудников должны были вакцинироваться), а потом QR-коды. Произошло падение спроса от 70 до 90% и появились потребители, которые с криком требовали вернуть им деньги чуть ли не завтра. Это было просто какое-то бедствие для отрасли. 

Цифры. 2020-2021 годы в фитнес-индустрии:

– 40% игроков вышли с рынка (функционируют 7800 фитнес-клубов – преимущественно сети и студии);
– 460 800 – занятых в отрасли; 
– 103,5 млрд рублей – объём рынка (минус 63,5 млрд рублей);
– на 65-90% снизился спрос в связи с введением системы QR-кодов в регионах (число возвратов увеличилось с 15 до 35%).


Будущее за инновациями

Сегодня у отрасли есть даже некоторый прирост продаж (максимум – 5,2%, что, конечно, не приближает их к показателям 2019 года). Основные сложности – в тратах, которые не окупаются.

Сегодня. Главные трудности фитнес-индустрии: – Из 6 млн площадей более 80% находится в аренде. – 30% от общего объёма выручки приходится на оплату арендных платежей, 35% - на оплату труда.

И всё же можно уже говорить о том, что фитнес возрождается. На данный момент, по словам генерального директора Hasttings, компании производителя и дистрибьютора спортивного оборудования, Дмитрия Ворончихина, спортом занимается почти 40% населения страны, а к 2024 году ожидается рост до 55%.

Кроме того, фитнес-сети снова начинают разрастаться. 

– В 2022 году мы планируем открыть больше 30 клубов по стране, – уточняет Руслан Биктимиров, директор департамента франчайзинга сети фитнес-клубов X-Fit. – В их числе – инновационные клубы, работающие без персонала, 24/7, функционирующие через мобильное приложение, с помощью которого можно записаться на тренировку, провести оплату и войти в клуб.

Слова эксперта только подтверждают наметившиеся тенденции в мире фитнес-индустрии. Как утверждают эксперты Национального фитнес-сообщества, её облик меняют технологии. Онлайн-формат объединится с офлайн-форматом, появится некий гибрид. Поминутная оплата позволит тратить деньги на то, грубо говоря, "количество" спорта, которое нам действительно нужно. Инструкторы будут помогать нам с экранов смартфонов.

Кроме того, сейчас наметилась тенденция, согласно которой будущее – не за клубами-гигантами с кучей зон, банным комплексом, бассейном, кафе и так далее. В скором времени их сменят более компактные студии (в том числе профильные) – это позволит сэкономить на аренде.