На этой неделе прошёл Международный день борьбы с анорексией. Эта болезнь продолжает забирать жизни людей по всему миру: настолько высок уровень её смертности. Metro узнало, почему её сложно победить и как помочь человеку с сильным желанием похудеть.

Долгое время нервная анорексия – расстройство приёма пищи, характеризующееся значительно сниженным весом тела, – ассоциировалась с подростками и молодыми девушками, которые хотят похудеть, чтобы влезть в модную юбку, и серьёзной болезнью не считалась. Над образом вечно худеющей женщины, поедающей две виноградины на завтрак, шутили и часто использовали его в кино или рекламе. 

Однако в реальности всё было не очень весело. В 2007 году фотограф Оливьеро Тоскани выпустил скандальную рекламу с обнажённой Изабель Каро, весившей 28 кг: на фото был написан слоган "Нет анорексии". Такая худоба ведёт не к красоте, а к смерти, хотела сказать Каро. В 2010 году она умерла от последствий анорексии. Поступок Изабель повлиял на индустрию: например, во Франции и Италии запретили выход на подиум моделей, чей вес ниже здоровой отметки. 

Собеседнице Metro Елизавете 28 лет. Она автоматически подсчитывает в уме калории и выбирает здоровую пищу. Порой она позволяет себе шоколад, но очень осторожно, иначе может сорваться. Девушка прошла огромный путь, потому что раньше после срыва сразу очищала желудок, а сейчас спокойно принимает свой срыв.

"Пациент не понимает, что весит очень мало, и думает, что неплохо было бы ещё схуднуть"

– Соня Старцева, медицинский психолог

– Булимия стала попыткой выхода из анорексии, которая была у меня вместе с орторексией (навязчивое стремление к "здоровому и правильному питанию". – Прим. ред.). Будучи подростком, Елизавета заметила, что выше своих сверстниц и больше их по весу. Ещё одним триггером стало замечание парня о её бёдрах. С того момента девушка не выходила из зала.

 – Я не знала, что болею, потому что все мною восхищались в школе. Когда я стала весить 42 кг при росте 175, у меня перестали идти месячные, начали выпадать волосы, возле губ появились заеды. Но я не могла остановиться. Постоянно мечтала о еде и одновременно ненавидела её.

Елизавета вспоминает, что анорексия "отпустила" её после поступления в вуз. Она набрала вес, но не пыталась экстремально похудеть: помогли правила осознанного питания и новые интересы, влюблённость и друзья. Но привычки "анорексички" остались с ней по сей день.

– Я не пью чёрный чай, потому что он усиливает чувство голода. Ем редко крупы. Порой мне кажется, будь я похудее, я была бы лучше и счастливее. Я отгоняю эти мысли каждый день... 

Соня Старцева, медицинский психолог, руководитель отделения по РПП в Mental Health Center, рассказала Metro, почему людям, у которых получилось выздороветь, так сложно отказаться от деструктивных мыслей и привычек (общая частота рецидивов при нервной анорексии составляет 35% согласно данным журнала неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова).

 – Представления о худобе и красоте у больного с нервной анорексией совпадают с идеалами нашего общества, сколько бы ни говорили про бодипозитив. Худоба поощряется. Поэтому о деструктивных паттернах (голодания, диеты, изнурительный спорт) человеку будет часто напоминать окружающий мир. Готов ли больной менять свои убеждения ради полного выздоровления?

Эксперт Metro рассказывает, что многим людям, желающим выздороветь, жизнь без анорексии кажется скучной – только худоба дарит счастье и драйв. А старые привычки создают ощущение комфорта. 

Почему одна девушка даже при сильном желании похудеть вовремя останавливается, а другая идёт до 28 кг? Эксперт отмечает, что причин много: кто-то генетически расположен, есть факторы среды (родители с РПП, буллинг, одиночество).

Как происходит лечение того, для кого идеальный и нормальный вес – крити­ческий? 

– Представьте человека, страдающего алкоголизмом. Его доставляют в рехаб. Но терапию не начинают, пока детоксикация не закончена. Физически он пока недоступен. Так и с анорексией. Когда у человека падает вес до минимума, у него снижается критичность мышления. Он не понимает, что весит очень мало, и думает, что неплохо было бы ещё схуднуть. Видимо, когда тело начинает умирать из-за нехватки еды, сознание пытается помочь тем, что создаёт иллюзию большого веса. Вообще, многие больные до последнего момента чувствуют себя прекрасно, у них даже анализы хорошие. Пока не будет возвращения в нормальный вес, специалисты не смогут помочь.