Участники круглого стола в редакции Metro:
- Валентин Афанасьев, «Северная казна», директор филиала
- Татьяна Беляева, «СОГАЗ», начальник управления розничных продаж
- Сергей Дудин, Росгосстрах, руководитель департамента розничных продаж
- Сергей Бровко, «РЕСО-Гарантия», управляющий по маркетингу филиала в Санкт-Петербурге
- Александр Антонов, «СК ГАЙДЕ», заместитель генерального директора по розничным продажам
- Алексей Букин, Страховая группа «УРАЛСИБ», заместитель Генерального директора по развитию бизнеса - руководитель СЗРД
- Артем Яковлев, ОСАО «Ингосстрах», начальник отдела агентских продаж
- Юрий Берхман, Страховая группа «АСК», первый заместитель генерального директора
- Татьяна Долинина , Страховая группа "АСК", Директор по PR
- Олег Кялвияйнен, «Объединенная страховая компания», заместитель директора по развитию
- Сергей Мотовилов, Страховая группа «Капитал-Полис», заместитель генерального директора по развитию
- Анна Гурдаева, Либерти Страхование, руководитель отдела страхования путешественников
ОСАГО – главный камень преткновения страхового рынка. Этот вид страхования, похоже, не нравится никому. Водители жалуются, что им с трудом и слишком мало платят в случае ДТП. Страховщики отвечают, что они работают себе в убыток. Государство хочет повысить планку выплат и пугает ростом цен.
РЕСО-Гарантия: Тарифы на ОСАГО не менялись 10 лет. За это время стоимость ремонта автомобилей возросла в среднем в 2,5 раза. Поэтому в некоторых регионах страны страховые компании уже заявляют о том, что им приходится принимать меры по снижению продаж полисов. Они работают себе в убыток. Это вообще нормально для рынка? Корректировка тарифов уже назрела.
Северная казна: За 10 лет так не трясет ни один рынок страхования как ОСАГО. И никто не может принять решение. Может передача полномочий надзора в ЦБ как-то сдвинет эту махину? ОСАГО – действительно убыточный вид страхования. Повышается стоимость ремонта, растет стоимость работ в дилерских центрах, растет число обращений за выплатами, а значит и штат сотрудников страховых компаний, а также увеличивается число мошенничеств. Примерно 20% мы платим мошенникам, а борьба с ними ведется очень слабо. Никто не хочет из госслужб этим заниматься. Интерес к ОСАГО сегодня крайне низкий.
Если все так плохо для страховых компаний, почему вы еще продаете ОСАГО?
АСК: Это обязательный вид страхования, а значит, и путь страховщика к физическому лицу. Поэтому страховщики, как в анекдоте, плачут, укалываются, но поедают этот кактус. Прибегают к ухищрениям, фильтруют убытки, открывают пункт приема убытков в деревне с графиком работы с 13.00 до 13.30 и так далее, чтобы сохранить хоть как-то себя на плаву. Все-таки страховые компании работают для того, чтобы зарабатывать. Другим не стыдно об этом говорить – магазинам, к примеру. Жалуются все на страховщиков, говорят о правах потребителей. В конечном итоге это приведет к тому, что однажды страховые компании скажут клиентам: у нас нет полисов. В ряде регионов – к примеру, в Карелии и Архангельской области – такая ситуация уже складывается: у людей нет полисов ОСАГО. Негде купить, да они никому и не нужны: не проверяют.
Может быть, проблема в том, что до сих пор в стране не существует единого стандарта, по которому считался бы ущерб в случае ДТП? Кто во что горазд.
Капитал-полис: Единая методика нужна. Меньше станет судебный исков оспаривающих сумму страховой выплаты, меньше так называемых «автоюристов», которые будут давить на страховщиков с помощью своих экспертиз и пытаться нажиться на страховых компаниях.
Минфин предлагает полумеры вроде введения полисов на 3–5 лет.
РЕСО-Гарантия: Такие полисы никому не будут нужны. Многие ли захотят платить вперед, даже если будет официально разрешена некоторая скидка? Люди попросту не готовы думать на несколько лет вперед.
Cеверная казна: Абсолютно согласен. За такой срок многое может произойти: люди меняют машины, переписывают на другого человека, меняют категорийность и так далее.
АСК: Полисы на 3-5 лет и прочие полумеры – мертворожденные. ОСАГО – это, как ни говори, политический вид страхования.. Это не страховой продукт, а больше социальный. Полисы на несколько лет – это пирамида. Вроде того: государство бросает кость страховщикам, а они пусть не говорят о повышении тарифов. Это все пена, которая не приведет ни к какому изменению на рынке ОСАГО. Даже в страховании недвижимости никто не будет брать договоры на 3-5 лет, хотя дом – гораздо более стабильная вещь, чем автомобиль. Стоимость полиса сегодня равна смешному количеству бензина на пробег в 1000 километров. Посчитайте, насколько подорожало топливо за 10 лет, или что-то другое.
Еще одно предложение Минфина – введение полисов ОСАГО с франшизой, которую можно будет покупать на разные суммы. Мол, убытки упадут.
Капитал-полис: Это утопия. Клиенты и так недовольны суммами выплат, а тут будут недовольны вдвойне. Такое решение создаст впечатление, что страховые компании придумали новую уловку, чтобы платить еще меньше. Кроме того, мировые суды захлебнутся под новой лавиной страховых исков. Зная отечественный менталитет, можно с большой долей вероятности предположить, что добровольно франшизу никто платить не будет.
ГАЙДЕ: Государство сейчас увлечено многолетним планированием в разных областях финансово – хозяйственной деятельности, и страхование здесь не исключение. Это вполне в духе времени. В связи с принятыми мерами и появлением системы «БиТуБи РСА – Страховая компания» при оформлении полисов ОСАГО «перебежчиков» между компаниями станет меньше. Многолетние полисы выгодны крупным страховщикам. А оплату страховой премии можно установить и в рассрочку!
Рано или поздно тарифы по ОСАГО придется поднять. Даже если брать в расчет, что они разнятся в зависимости от регионов, каким должно быть это повышение для того, чтобы страховщики оставались в деле?
АСК: Смотря, чего хотеть. Можно идти к безубыточному страхованию, можно включить сюда страхование жизни. По новому закону ответственность пассажироперевозчика – 2 млн рублей по смерти. По ОСАГО – 160 тысяч. Смешные деньги. Собираются повысить до 500. Арифметику никто не отменял. Стоимость страхования – это средний убыток, помноженный на частоту ДТП. Частота не падает, средний убыток растет.
Рынок, где спрос существует лишь на добровольно-обязательные страховки вроде ОСАГО или страхование жизни при получении ипотеки, вряд ли можно назвать зрелым. В чем дело?
Северная казна: Возьмите страхование имущества – здесь медленный рост обусловлен в том числе менталитетом. Крымск, который никого ничему не научил. После этой трагедии увеличения страхования жилья вдоль рек практически мы не видим. Больших денег такие страховки не требуют, если убрать пожары и противоправные действия, а оставить только затопление. Но даже этим никто не хочет воспользоваться, что показывает теперь Амурская область.
Ингосстрах: Проблема с менталитетом есть. К примеру, по страхованию имущества самые постоянные клиенты – иностранцы, которые владеют недвижимостью в России. Они понимают, что невозможно иметь недвижимость и не страховать ее. До Запада нам пока далеко, но культура постепенно формируется.
Насколько страхование недвижимости – перспективный сегмент сегодня?
Ингосстрах: Более чем. Разумеется, пока это не массовый спрос. Но зачастую это зависит от достатка человека – просто нет денег. Согласно статистике, россияне в среднем готовы тратить на страхование до 5 тысяч рублей, этого явно недостаточного. Традиционно самый яркий тип клиента, который страхует свое жилье в городе, – молодые бизнесмены, менеджеры, которые уже заботятся о сохранении своего имущества.
ГАЙДЕ: Спрос здесь будет расти несомненно. В процессе – крупные жилищные городские стройки, растут целые кварталы, банки активно кредитуют и наращивают ипотечное кредитование, а попутно растет и страхование объектов недвижимости. Еще одна точка роста – страхование новых автомобилей, приобретаемых у автодилеров, особенно в премиум-сегменте, где никакого спада нет. Наконец, введены новые обязательные виды – страхование гражданской ответственности перевозчиков и особо опасных объектов, где объем планируемых страховых премий в рамках страны составляет миллиарды рублей.
РЕСО-Гарантия: В качестве точек роста кроме недвижимого имущества я назвал бы КАСКО и ДМС. Корпоративный ДМС восстановился после кризиса, но растет и розничный.
Росгосстрах: Во-первых, один из самых перспективных видов – это накопительное страхование жизни. Во многих странах это основной вид страхования. Во-вторых, это пенсионное страхование. В каждом из этих видов – огромный потенциал роста.
Туристы по-прежнему берут стандартные страховки или готовы уже платить за свое здоровье?
Либерти Страхование: Мы видим, что россияне «наелись» стандартными страховками, которые продаются вместе с туром. На сегодняшний день клиенты приобретают полноценные полисы туристов и не экономят на этом. Многие выбирают страховки с расширенным покрытием, добавляют в полис дополнительные опции, например, страхование багажа, страхование гражданской ответственности, выезд за границу на личном автомобиле и так далее. Все чаще страховки приобретают через Интернет – у нас это 20%.
СОГАЗ: Количество продаваемых полисов для выезжающих за границу заметно растет в последнее время. Мы стараемся продавать к полисам выезжающих за рубеж страховку от несчастного случая, разъясняя суть и необходимость включения данного риска. Связано это с тем, что клиенты редко уделяют должное внимание страховой сумме и рискам, включенным в программу страхования.
Насколько людям интересны полисы ДМС, если их оформляет не работодатель?
АСК: ДМС – корпоративный на 90%. Добровольное страхование растет, но за счет роста самих тарифов. Интерес со стороны отдельных граждан вне корпоративных тарифов крайне низкий.
Ингосстрах: Интерес к розничному ДМС будет расти. Объяснение простое. Люди понимают, что бесплатного медицинское страхование в России перестало быть бесплатным. Оно не удовлетворяет людей своим качеством. Стремительно вырастают в городе крупные жилые комплексы, но при этом количество районных поликлиник не увеличивается. Когда владельцы тысяч квартир приходят в поликлинику, они видят многочасовые очереди. Появляется интерес к Добровольному медицинскому страхованию, где качество оказываемых услуг и уровень сервиса на порядок выше. Страховые брокеры собирают желающих купить ДМС в группы и страхуют их уже по тарифам юр. лиц. Таким образом, страховка получается гораздо дешевле.
СОГАЗ: Согласна, что ДМС для физических лиц – востребованное, но не самая дешёвая услуга. Однако люди часто готовы платить за полис КАСКО большие деньги, чем за полис ДМС.
АСК: Только такое страхование для небольших коллективов очень быстро становится убыточным. Через год они перебегают в другую компанию, потому в третью, а затем их уже вообще никто не хочет брать из страховщиков.
Чиновники и депутаты продолжают обсуждать тему обязательного страхования детей от несчастного случая, поскольку случаев очень много, но при этом спрос остается низким.
Объединенная страховая компания: В нашей стране граждане готовы потратить 50 тысяч на страховку автомобиля, но не 10 тысяч – на страховку ребенка. Связано это с двумя вещами. Во-первых, культура страхования остается крайне низкой. Во-вторых, в России существует какая-никакая бесплатная медицина. Если бы каждый раз родителям приходилось оплачивать, например, прием в травмпункте, рентген, гипс, пребывание в стационаре и т.п., то спрос был бы гораздо выше.
Почему на уровне школы не страхуют детей, хотя есть определенные распоряжения на этот счет?
АСК: У школ есть два контрмотива. Во-первых, если школа соберет дополнительную копейку, получит заявление в прокуратуру. Поэтому школы предпочитают не проводить экскурсии. Во-вторых, страховка не подменяет ответственность учителей.
ГАЙДЕ: В России по-прежнему сохраняется недоверие населения к страховщикам в области страхования от несчастного случая. В этом вопросе необходим импульс со стороны законодателей.
Страховщики жалуются на в целом слабый рост рынка. В 2013 году пессимизма добавляет экономика, которая скатывается во вторую волну кризиса.
УРАЛСИБ: Да, ситуация на страховом рынке является отражением тенденций в российской экономике в целом. Так, замедление темпов роста экономического развития, которое началось еще в конце 2012 года, сегодня оказывает существенное влияние на отрасль. Пока на рынке сохраняется положительная динамика, но рост ощутимо замедлился. По итогам первого полугодия суммарные сборы страховщиков выросли на 13%. Годом ранее этот показатель был на уровне 23%. Если экономика страны перейдет в рецессию, ситуация на страховом рынке станет еще более сложной. По нашей оценке, в этом году страховой рынок вырастет на 11–13%, а в случае продолжения негативных тенденций в экономике темпы и вовсе могут снизиться до 7–8%.
Что, по вашему мнению, будет дальше?
УРАЛСИБ: Наибольший прирост даст кредитное страхование заемщиков, а также долгосрочное страхование жизни. При этом наиболее рентабельными видами по-прежнему остаются несчастные случаи, имущество, ответственность. В 2014 же году темпы роста рынка окажутся ниже показателей 2013-го.
АСК: На рынке стагнация. В первом полугодии – плюс 13% по рынку. В Петербурге повыше, но за счет особо опасных объектов. То есть рост инфляционный.
В последние годы идет процесс перекраивания страхового рынка. Сегодня в России осталась порядка чуть более 450 компаний. Пятая часть из них это крупные игроки, на долю которых приходится почти 70% рынка. С 1 сентября в России контроль над страхованием перешел к Центральному банку. Есть разные мнения относительно того, к чему это приведет – к дальнейшему «ужиманию», уходу с рынка недобросовестных компаний или к дополнительной неразберихе, когда страховщиков будут контролировать банкиры.
РЕСО-Гарантия: Мы воспринимаем это решение позитивно. Банковский надзор в стране достаточно сильный. То, что кризис 2008 года не застал Россию врасплох, стало возможным в том числе благодаря умелым действиям Центробанка. У ЦБ есть все ресурсы – методологические, человеческие и все прочие – для того, чтобы умело регулировать рынок. Вопрос только в том, насколько быстро закончится переходный период, когда представители ЦБ будут принимать дела, но пока, в частности, в Петербурге, никаких проблем мы не видим.
Если это позитивный момент, то получается, что чего-то страховому рынку до сих пор не хватало.
РЕСО-Гарантия: Мы считаем, что на страховом рынке до сих пор сохраняется проблема, которая в банковской сфере в целом решена. Это проблема устойчивости страховых компаний. И передача надзорных функций Центробанку как раз направлена на решение такой задачи.
Объединенная страховая компания: Главное, чтобы у Центробанка хватило воли для того, чтобы навести порядок на страховом рынке, в частности проверить уставные капиталы, которые зачастую обеспечены только на бумаге. Считаем что добросовестным страховщикам передача полномочий в ЦБ только на руку.
Росгосстрах: Сегодня в России все более весомую роль начинают играть финансовые группы, предоставляющие как финансовые, банковские услуги, так и страховые. При этом следует иметь в виду, что большинство проблем отрасли связаны с деятельностью не крупных, а именно мелких игроков. Представьте себе, что 300 страховых компаний в России собирают 1% рынка. И что там происходит, регулятор вряд ли знает.
Не часто ли в России передают контроль над страховым рынком другим институтам?
Северная казна: За 20 лет это уже шестой раз. И каждый раз возникает длительный переходный период, когда фактически чиновники входят в курс дела. Два года назад контроль передали Федеральной службе по финансовым рынкам, которая теперь упразднена, и за этот период чиновники даже ничего существенного не успели сделать. Более того, теперь ЦБ будет объединять 17 направлений финансового рынка. Справится ли он с ними? Это вопрос. У Центробанка и своих проблем хватает.
То есть с первых месяцев никто не заметит каких-либо изменений?
Северная казна: Нет. Те же люди, что отвечали за рынок в ФСФР, теперь приходят в Центробанк. Из-за того, что структура выстраивается огромной, удлиняется цепочка от Москвы до региональных офисов, которые они будут создавать. Минимум год нужно будет «раскручиваться».
АСК: По поводу эффективности регулирования есть сомнения. В ЦБ нет специалистов по страховому рынку. В свое время, когда надзор только передали в ФСФР, первые полгода руководство учили самым простым истинам – чем страхователь отличается от страховщика. Ожидаю, что в ближайшие годы нас ждет большая нестабильность, поскольку в Госдуме, правительстве и ЦБ есть разные точки зрения относительно регулирования рынка. Некоторые считают, что нужно поднимать тарифы по ОСАГО и не поднимать лимиты, другие – наоборот, третьи – пытаются соединить КАСКО с ОСАГО, хотя это два совершенно разных продукта. То есть разобраться во всем этом новому регулятору без знания страхового рынка будет очень сложно.
С другой стороны, у ЦБ в отличие от ФСФР есть гораздо более сильное влияние на правительство.
Северная казна: Да, это как раз позитивный момент. Если страховые компании и ЦБ договорятся о необходимости изменений, то последнему будет гораздо легче доказать Госдуме и правительству, что это нужно.
Нет у вас боязни из-за того, что профессионалы из банковской сферы будут вдруг регулировать страховоый рынок, который от банков все-таки далек…
УРАЛСИБ: Решение о создании единого мегарегулятора финансового рынка на базе Центрального банка это, без преувеличения, важнейшее событие для страховой отрасли. Объединение служб, отвечающих за страховой и банковский надзор, приведет к установлению единых правил игры на финансовых рынках для банков, страховых компаний и других финансовых институтов. С одной стороны финансовый контроль усилился с введением с этого года обязательного предоставления МСФО, но с другой стороны – по международным стандартам страховщики отчитываются ежегодно, а за квартал по-прежнему по РСБУ. Поэтому изменения в системе регулирования банковской и небанковской деятельности, приведение их к единым стандартам, позволит повысить надежность и прозрачности как страховой, так и финансовой отрасли в целом.
Мелкие компании – какова их судьба?
ГАЙДЕ: Полагаю, ЦБ должен ужесточить требования к Страховым компаниям в плане отчетности, как это сделано в банковском секторе. Взаимодействие и регулирование происходит не ежеквартально, а ежедневно. Что обуславливает большую прозрачность деятельности и повышение финансовой надежности компаний. Решения приведут к еще более быстрому уходу с рынка «мелких страховщиков».
Ингосстрах: Плюс объединения заключается в том, что сегодня нужно сформировать общую политику по отношению к мелким игрокам рынка и урегулировать тарифы – прежде всего, по ОСАГО. Поскольку рынок ОСАГО становится для страховщиков все менее и менее привлекательным, нужно искать решение. Возможно пройдет большой период времени, пока проведут все расчеты. Мы надеемся, что к этому процессу привлекут профессионалов.