Дмитрий Митрофанов, студент Российской экономической школы, предложил в своей диссертации двухуровневую систему, которая, по его мнению, позволит предсказать момент, когда нужно покупать или продавать акции той или иной компании. В первую очередь (и эта идея не нова) он советует мониторить поисковики вроде Google. Как показал молодой человек на примере Apple, если наблюдается всплеск интереса к бренду и инвесторы делают много запросов, то с большой долей вероятности котировки компании в скором времени заметно изменятся.
Но чтобы понять, в какую именно сторону – упадут или поднимутся, достаточно обратиться к Twitter, а именно посмотреть, какие эмоции испытывают мелкие инвесторы.
Много улыбок – смайликов :) – означает, что участники рынка в хорошем настроении, а это сулит приличный доход и колебания цен. Много пессимизма – :( – и все наоборот.
– Инвесторы могут существенно увеличить свои позиции на рынке, используя эти данные, – отмечается в исследовании.
С этим тезисом профессионалы рынка согласились лишь отчасти.
– С исследовательской точки зрения метод, безусловно, интересный, – говорит Александр Грэм, инвестор. – Но у него очень много допущений. На перспективу его можно взять на карандаш, но вряд ли кто-то будет с ним серьезно работать.
Metro опросило экспертов инвестиционных компаний относительно их восприятия нового метода.
Виктор Романовский,
директор Учебного центра ФГ БКС
– Попытки создания прогнозов направления движения цен акций на основе анализа настроений трейдеров осуществляются давно. В прежние времена, лет 10-15 назад, когда интернет еще не имел такого широкого распространения, а при брокерских компаниях функционировали дилинговые залы, в которых за своими рабочими местами сидели клиенты, нередко можно было наблюдать следующую картину: один из участников торговли обходит остальных с одним и тем же вопросом: "Что думаешь по рынку?". Получив разные ответы коллег, он обрабатывал их определенным образом по своей методике и строил некий прогноз наиболее вероятного направления цены.
– Теперь дилинговых залов почти не осталось, зато настроения и ожидания участников можно узнать, «погуглив» эту тему в Сети. Что именно интерпретируется: смайлики, конкретные высказывания или ответы на вопросы - не так важно. Суть подхода одна и та же: попытаться понять, куда двинется рынок, опираясь на вербальные или невербальные проявления эмоционального состояния трейдеров.
– Могут ли подобные методы рассматриваться, как разновидность серьезного анализа рыночной ситуации? Ответ однозначный: нет. Подход, который позволяет полномасштабно оценить, каким образом эмоции и настроения участников торговли влияют на движения цен, известен уже давно. И называется он технический анализ.
– В отличие от предлагаемых методик, тех. анализ изучает различные статистические характеристики и закономерности самих ценовых движений. Эта информация тоже отражает настроения трейдеров, но она воплощена в конкретных ценах, которые формируют все участники торговли, а потому более объективна и дает возможность строить высоковероятные прогнозы дальнейшего развития рыночной ситуации.
– Тех. анализ существует уже более 100 лет и пока никакой другой эффективной альтернативы ему не найдено. Интерпретация смайликов (или чего-то подобного) может угадывать направление движения рынка, но недолго. На больших временных масштабах такой подход работать не будет.
Антон Сороко,
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»
– Лично я к таким исследованиям отношусь положительно, т.к. они действительно расширяют наш кругозор и приводят к нестандартным решением тех задач, которые достаточно сложно решить классическими подходами. Думаю, что на данный момент это исследование пока еще требует дополнительной доработки, но уже сейчас можно сказать, что идея достаточно интересна и главное – не лишена логики. Действительно, если рассматривать высоко ликвидные бумаги крупнейших компаний, то влияние мелких инвесторов на динамику данных активов будет сильнее, чем на акции компаний, обладающих небольшим free-float и market cap (особенно, на западных рынках). Думаю, что данный индикатор может быть опережающим при прогнозировании волатильности, но, все-таки, не направления движения. Таким образом, его можно будет использовать в, к примеру, дельта-нейтральных стратегиях. В то же время, мне видится как минимум несколько изъянов, которые могут существенно искажать результаты использования данной системы. Во-первых, скорее всего (из-за ограниченности скорости получения данных), прогноз будет формироваться только постфактум. Во-вторых, статистика по запросам и смайликам может быть подвержена преднамеренному искажению, которое, учитывая специфику этих показателей, может быть существенно изменена усилиями буквально одного игрока.
Антон Плясунов,
руководитель направления Структурные продукты ФГ "Открытие"
– Подобный подход стоит отнести к так называемой «поведенческой экономике», которая отталкивается от предположения, что действия участников рынка в значительной степени объясняются не рациональной оценкой, а эмоциональными факторами. Из плюсов здесь можно назвать в первую очередь то, что как любой относительно новый метод, он может давать некоторое время преимущество над остальными участниками рынка. Во вторую – то, что теоретически, метод позволяет почти мгновенно получать информацию о настроениях большого количества мелких инвесторов, которая в большинстве других подходов игнорируется или недоступна. Некоторые подходы так называемого «технического анализа» изучают практически ту же информацию, однако технический анализ в меньшей степени достоверен, менее научен если можно так сказать. В этом смысле подход, основанный на обработке большого массива данных из соцсетей может давать некоторое преимущество.
– Из очевидных минусов – то, что очень часто всплески упоминаний той или иной бумаги являются следствием уже произошедшего роста, а не его причиной – т.е. «толпа», анализ поведения которой производится в таком исследовании, в большинстве случаев опаздывает. Действия частных инвесторов часто отстают от действий институциональных на десятки минут, а в некоторых случаях даже на дни. С этой точки зрения нет никакого интереса изучать действия тех, кто «уже опоздал».
– С другой стороны, с помощью такого анализа можно в некоторых случаях оценивать степень «перегретости» рынка. Если, развив метод, более менее оценить, какую часть рыночного оборота в тот или иной достаточно малый момент времени (порядка нескольких часов) создают именно мелкие участники рынка, «следы» активности которых можно найти в социальных сетях, то слишком высокая доля оборота вызванного именно «толпой» в общем объеме торгов (информация по которому всегда находится в открытом доступе) как раз может говорить о том, что мы наблюдаем некий «пузырь», а значит из акции пора выходить.
– В любом случае, такие подходы к анализу рынка могут иметь право на жизнь. Нельзя утверждать, что метод абсолютно новый - последние несколько лет можно встретить не только упоминания о подобных исследованиях, но некоторые хеджфонды их в определенной степени применяют. Сам факт того, что российский студент защищает магистрскую диссертацию на такую тематику говорит о том, что нынешние выпускники действительно следят за тем, что можно отнести к самым новым веяниям в инвестиционной сфере. И это отлично.
Дарья Желаннова,
заместитель директора аналитического департамента "Альпари"
– Подобные методы анализа и прогнозирования динамики различных инструментов на финансовых рынках не имеют ничего общего со здравым смыслом. Информация, оседающая в микроблогах и фиксирующая настроение пишущих людей через «смайлики» и т.п., не имеют никакого отношения к реальному совершению сделок, не дают никакой информации, кроме желания автора нарисовать пару скобок и посему не могут быть расценены, как серьезные методы оценки. Запросы в поисковых сетях тоже могут отражать интерес людей к компаниям, активам, событиям, дальше получения информации дело обычно не заходит, не говоря уже о совершении реальной сделки на финансовом рынке.
– Не стоит так же сбрасывать со счетов активное присутствие в интернете ботов, что приводит к искажению результатов.
– Автору данного метода присуще чувство юмора, что, безусловно, очень ценно, поэтому его труд можно с успехом использовать для соответствующих целей.