Когда закончились съемки фильма, Владимир Высоцкий подошел к Гелене Ивлиевой и спросил: "Хочешь, подарю тебе свою фотографию?"
– "Нет, это плохая примета", – ответила юная актриса.
– "Я все равно подарю".
На своем снимке Высоцкий написал: "Моей очередной кинопартнерше от ее первого кинопартнера. Геля, будь счастлива". Эту фотографию Гелена Николаевна хранит до сих пор.
Новое лицо
В середине 1960-х Гелена Ивлиева училась в театральном институте.
– О кино я вообще недумала, – говорит Гелена Николаевна. – Была очень загружена. Играла в отрывках, этюдах и студенческих спектаклях.
Однажды на одну из таких репетиций пришел сын художественного руководителя БДТ Георгия Товстоногова Сандро.
– Взял меня за руку и увел на киностудию "Ленфильм", – вспоминает актриса. – Оказывается, меня искали, хотели, чтобы я пришла на пробы.
В это время режиссер Геннадий Полока, снявший до этого "Республику ШКИД", искал молодую актрису на главную женскую роль в фильме "Интервенция".
– У него пробовались Алиса Фрейндлих, Ольга Волкова, другие уже известные актрисы, – продолжает Гелена Ивлиева. – Но Полока, видимо, искал новое лицо.
"Юное дарование голодуеть"
Владимир Высоцкий на тот момент был уже известным актером, играл в Театре на Таганке.
– Но я почти ничего не знала о нем, – говорит Гелена Николаевна. – Слышала, как ребята в институте поют Высоцкого, Окуджаву. Все были заражены этими песнями. Но мне петь было некогда.
В фильме "Интервенция" Владимир Высоцкий играл роль товарища Бродского (он же Мишель Воронов), а Гелена Ивлиева – Саньку-цветочницу (она же Фекла-большевичка).
– Он меня все время звал Санькой, – говорит актриса. – Помню – сидим, гримируемся. Володя спрашивает: "Хочешь быть знаменитой?" А я по своей натуре вообще не карьеристка, ответила, что нет. А Высоцкий так твердо сказал: "А я хочу! И буду!"
Основные съемки проходили в Одессе, куда и отправилась вся съемочная группа.
– Как-то встречаю Высоцкого на гостиничной лестнице, – рассказывает актриса. – "Санька, ты суточные получила?" – спрашивает. А я не знала, где их получать. Развернул меня, повел в номер к директору: "Юное дарование голодуеть". Я ни разу ни о чем Высоцкого не просила. А он меня опекал, не выпускал из поля зрения.
"Не бойся, я с тобой"
Киногруппа готовилась к съемке сложной сцены в лодке. Санька должна была бросить в лицо Бродскому "Вы все врете!" и кинуться в море.
– Мне бы сразу сказать, что плаваю я кое-как, пособачьи, – вспоминает Гелена Николаевна. – Но меня никто не спрашивал. А ведь моя героиня – одесситка, рыбачка, революционерка. Ну она просто должна в воде чувствовать себя как рыба! Репетиций у нас не было. Приехали на берег. Отплыли, строим кадр. Мы с Владимиром в одной лодке, режиссер с киногруппой – в другой. И тут мой партнер поинтересовался, умею ли я плавать. Я покачала головой. "Тааак, понятно, – прокомментировал он. – Но ты не бойся, я буду рядом". И когда я прыгнула, он тоже сиганул в воду, плыл за мной за кадром – страховал. А у меня вдруг страх пропал. Слава богу, эту сцену сняли с первого дубля.
Связующее звено
Съемки закончились, но киногруппа продолжала общаться. Фильм успели показать на нескольких небольших площадках. Затем на кинокартину наложили запрет, ее посчитали творческой неудачей киностудии "Ленфильм".
– Помню, мы с режиссером Полокой поехали в Москву, в квартиру Высоцкого. Кроме нас там был еще Валерий Золотухин, он тоже сыграл одну из главных ролей в фильме. Мужчины закрылись на кухне, писали письмо. В это время в квартиру пришла женщина с двумя мальчиками. Высоцкий о чем-то говорил с этой женщиной в коридоре, потом я одному мальчику завязывала шарф, они ушли. Позже я узнала, что это была жена Владимира Людмила Абрамова и их сыновья. Помню, как потом меня возили по Москве, пытались устроить в театр. Но в одном все уехали на гастроли, в другом не оказалось на месте дирекции. Я возмущалась, говорила, что не хочу в театр, хочу в кино. Высоцкий тогда посмотрел на меня и сказал: "Геля, вы ничего не понимаете".
Последний раз Гелена Ивлиева увидела своего партнера по фильму "Интервенция" в Театре на Таганке.
– Володя приглашал, и я, наконец, приехала, – говорит Гелена Николаевна. – Это был спектакль "Десять дней, которые потрясли мир". Народу – не пробиться! О том, чтобы подойти к окошку администратора, не было и речи. И вдруг я увидела Владимира – он спускался по лестнице в фойе. В толпе высмотрел меня, махнул рукой и провел на спектакль.
Фильм "Интервенция" вышел на экраны только в 1987 году, через семь лет после смерти Высоцкого.
– Мы с режиссером Геннадием Полокой представляли его в Америке, во многих городах нашей страны. Я пела песню, написанную Володей: "Так случилось, мужчины ушли". Фильм встречали аплодисментами, после показа у меня брали автографы. Я понимала, что в данном случае являюсь связующим звеном между зрителем и Высоцким. Я не испытывала ревности, просто была счастлива от того, что в моей жизни был такой человек.