В одном из залов взгляд посетителей притягивает картина с оранжевым человекоподобным существом. Круглое, как картофелина, лицо, непропорциональные глаза, курительная трубка.
“Автор этой работы – Олег Целков. Это лицо он рисовал всю свою жизнь! Он называл его Мордом. Он говорил: “Я даже не понял, что сотворил и кого нарисовал. Это портрет не какого-то одного персонажа, а всеобщий. Портрет то ли человечества, то ли какого-то огромного скопления людей”. Это был театр одного лица, и он прославился вот этим Мордом, который существовал всю жизнь”, – рассказывает Metro Главный хранитель музея Наталья Волкова.
Творили на чердаках
Новая выставка в Русском музее "Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту" посвящена творчеству легенд советского андеграунда. В семи залах собраны полотна Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, Франциско Инфанте. Всего 36 художников 1960–1980-х годов. И 200 картин.
“Андеграунд – это не стиль, а время, когда художники, композиторы, поэты говорили на языке, который был запрещен. Было только одно официальное искусство. Такие художники творили на чердаках. Они говорили на совсем другом языке. И вот об этом времени, об этой свободе и стремлении к ней наша выставка”, – продолжает Наталья Волкова.
Художник-пророк
Здесь можно встретить и картины Петра Беленка, которого еще называют пророком. В своих картинах он буквально предсказал аварию на Чернобыльской АЭС.
“Это скульптор и художник из-под Чернобыля. Он родился и вырос рядом с ним. На его картинах всегда что-то взрывается, несется! Когда он переехал в Москву, то продолжал работать как скульптор. Он лепил для денег бюсты Ленина, а для себя он рисовал вот эти странные картины со взрывами и катастрофами, на которых где-то бежали, а где-то летели люди. Он считается предвестником той катастрофы”, – говорит собеседница Metro.
Мотивы той страшной трагедии прослеживаются буквально в каждой картине. Вот мостовая, над которой пролетает нечто прямоугольное и взрывающееся. На соседнем полотне вихрь, нависший над корчащимся человеком у русской избы.
“Все эти человечки – это коллаж: вырезки из журналов, на которые накладывались взрывные мазки микроэмали”, – добавляет Волкова.
Без селедки и бумаги
Петербургской публике представят нехарактерную картину Оскара Рабина. Тоскливые будни советской действительности – на эту тему обычно творил художник. В Русском же музее покажут работу, преисполненную света.
“Тут нет его селедок, грязной бумаги, этой помоечности бесконечной, – продолжает Наталья Волкова. – Этот летящий поезд, который уходит в московское небо над московскими крышами, конечно, совершенно уникальная и редкая работа Оскара Рабина. Все просто ахают”.
Выставка "Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту" в Русском музее будет работать с 3 марта по 29 мая.