– Сыну 4,5 года. Стала замечать, он превратился в жадину. Дома ещё как-то может нам с мужем отдать плюшевого ослика, и то минут на 5, а вот на детской площадке... Чужие игрушки берёт, свои не даёт никому. До скандалов доходит. Что делать, не знаю, – говорит читательница Metro Марина.
Metro спросило у психологов, как справиться с проблемой.
Жадность – хорошо или плохо
Проявление жадности – естественное для человека поведение, уверяют психологи. Никто и никогда в своём развитии не обходится без него.
– Ребёнок не делится, например, игрушками? Давайте тогда рассмотрим вопрос, а чем являются, собственно, игрушки для детей? По мере процесса развития воображения посредством игрушек ребята учатся на основе приобретённого мировосприятия создавать свою реальность. Дети создают свой мир, и для этого им необходимы участники, то есть игрушки. Вот ребята и учатся защищать этот важный процесс, чтобы его не нарушали. Мы не можем назвать жадностью происходящее. Вернее, это "хорошая" жадность, – говорит психолог Ольга Бадаг.
Впервые подобные мысли о том, делиться или нет, появляются у малышей примерно в три года. С этого времени ребёнок начинает общаться со своими ровесниками и понимает: если жадничают другие, то и ему можно. Это и есть толчок. А вот затем уже вступают в силу все заложенные на уровне нервной системы базовые понятия, сформированные в семье, или другие причины, ухудшающие ситуацию.
– Жадность считается негативной чертой, так как она влияет на дальнейшую социализацию ребёнка, ограничивает круг его общения и в дальнейшем может значительно ухудшить уровень жизни и реализации. Поэтому в задачу взрослых входит научить ребёнка делиться, – отмечает психолог-практик Екатерина Антонова.
Почему ребёнок становится жадным?
Главная причина – неверное поведение самих родителей.
– Ребёнок в возрасте до 5 лет является отражением родителей. Дети познают мир, правила взаимоотношений, степень доброты или её отсутствие именно в семье. Они формируют восприятие на основе прожитого опыта, что закладывается на уровне импринта (впечатывание), причём на уровне реакции нервной системы. Таким образом формируется устойчивая базовая поведенческая программа в нейросистеме, которая на бессознательном уровне определяет взаимодействие с внешним миром. Так что если родители проявляли жадность, то и ребёнок впоследствии будет делать так же, – говорит Ольга Бадаг.
Но есть и другие причины, перечисляет Екатерина Антонова:
1. Недостаток внимания со стороны родителей. Если дети не получают достаточно любви и внимания, они могут начать придерживаться мысли, что им нужно сохранять всё для себя, чтобы остаться "в безопасности".
2. Ограниченный круг общения. Если ребёнок не имеет опыта общения и разделения вещей с другими, он может не знать, как это делать.
3. Наследие предков. Если в семье в предыдущих поколениях кто-то голодал в возрасте 4–5 лет, то это может приводить к устойчивому паттерну, закреплённому в поколениях.
Как отучить от жадности?
Психологи советуют родителям начинать решение проблемы с себя.
– Во-первых, примером должны стать родители, – говорит Ия Ким. – Показывайте: делиться хорошо, делиться полезно. Объясняйте, почему в магазине надо платить, а не брать безвозмездно. Также следите за атмосферой на детской площадке. Ребёнок начинает жадничать, примеряя действия окружающих на себя. В детском саду или на площадке кто-то не поделился – он решает, что это норма. Теперь для него в том, чтобы не давать играть в игрушки другим, нет ничего страшного. Было бы неплохо, если дома ему объяснят: свои вещи и игрушки – только его ответственность, но было бы лучше, если бы он поделился.
Также родителям в этих целях важно сохранять доброжелательную атмосферу в семье.
– Дети, которые выросли в атмосфере, где им дарят ежедневно любовь, понимание, заботу, не знают недостатка в чём-либо, поэтому основа для жадности здесь отсутствует. В этом случае вопроса "как научить малыша делиться?" просто не возникает, – добавляет Ольга Бадаг.
А ещё родителям можно занять активную позицию, если их сын или дочь играют с друзьями.
– Например, можно предложить ребятам вместе поиграть одной игрушкой, – говорит психолог-практик Екатерина Антонова. – Если они начинают конфликтовать из-за неё, надо вмешаться и разрешить проблему. Можно, например, ввести таймер и с его помощью пользоваться предметом спора по очереди. Кроме того, стоит поощрять детей, когда они делятся с другими. Похвала и положительное внимание со стороны взрослых могут стимулировать детей к щедрости.
Стоит ли его наказывать за проявления жадности?
Психологи единодушны: делать этого не стоит.
– Ребёнка не стоит наказывать. Необходимо взять ответственность на себя, как на родителя, и понять, что всеми сформированными поведенческими программами наградили ребёнка только семейные установки. Чтобы изменить что-то, меняйте это в микроклимате семьи, на практике, – говорит Ольга Бадаг.
При этом, говоря с сыном или дочерью о жадности, стоит сделать акцент на один важный момент.
– Стоит сделать акцент на преимуществах быть отзывчивым и собственных интересах, – объясняет Ия Ким. – Если ребёнок научится чувствовать грань между тем, чтобы поделиться из благодарности, подарить из щедрости, а не отдать последнее, чтобы быть принятым, он достигнет баланса между бездумным одариванием окружающих и желанием быть внимательным к нуждам чужих людей.